Фактических ошибок там более 300.
Вот герой Толстого Денисов приходит на бал и сидит, постукивая саблей в такт музыке (т. 2, ч. 1, гл. 12). С оружием на бал никто никогда не ходил. Денисов танцует, звеня шпорами... Очередная несуразица: являться на бал в сапогах было строжайше запрещено! Такого даже император не мог себе позволить. Был, правда, уникальный случай в истории, когда наши войска в декабре 1812 года подошли к границе России: запыленная, усталая армия праздновала великое событие, и офицеры танцевали на балу в сапогах.
Военная форма, описанная в романе Толстого, - это просто что-то невероятное. Откуда взялись, например, "черные русские полки" , если мундиры русских солдат были зелеными? Откуда появились пуговицы на мундире Куракина, которые в порыве гнева рвал Пьер Безухов? У кавалергардов на воротниках пуговиц не было.
У Толстого встречается масса ошибок в описании как исторических событий, так и батальных сцен. Так, например, Толстой, упоминая ранение Кутузова, его "вытекший глаз" , пишет следующее: "Измаильская пуля пронизала ему голову" (т. 1, ч. 2, гл. 13). Но доподлинно известно, что Кутузов был ранен под Шумлой, в Крыму. Или перечитайте хрестоматийную сцену ранения Болконского (т. 1, ч. 3, гл. 19), ту самую, когда князь Андрей видит над собой знаменитое небо Аустерлица.
Во-первых, когда человек лежит без сознания на спине, он непременно должен умереть. В войну даже санитарка не ползла к солдату, если он падал на спину, - ведь в таких случаях происходит западение языка. А здесь, в романе, князь Болконский лежал без сознания пять часов, причем лежал, "истекая кровью" . А потом, придя в чувство, созерцал над собой Аустерлицкое небо... Во-вторых, за час до окончания сражения начался сильнейший снегопад
В 1806 году, когда Николай Ростов приезжает в отпуск (т. 2, ч. 1, гл. 1), отпуска для военных были строжайше запрещены. Получить отпуск можно было только с разрешения императора, но Александр I отвечал так: если есть необходимость покинуть армию - увольняйтесь.
январе Пьер Безухов наблюдает комету 1812 года (хотя комета эта была видна летом-осенью 1811-го) .
С датами вообще очень много смешного. Вот Толстой пишет, что на следующий день после Бородинского сражения, 27 августа, был произведен молебен по случаю дня рождения государя (т. 4, ч. 1, гл. 2). Но ведь день рождения Александра I праздновался в декабре.
Еще Толстой пишет, что Багратион был убит в Бородинском сражении (т. 4, ч. 2, гл. 15). Между тем известно, что Багратион умер спустя 17 дней после Бородина. В сражении он был ранен несмертельно и уже начал поправляться, однако известие о том, что Москва сдана, его подкосило.
когда он, например, описывает действия кавалерии, то у него, вопреки уставам, павлоградские гусары в кампании 1805 года идут в колонну по четыре, а они должны идти по три
Анахронизм начинается с описания Анны Павловны Шерер, буквально в первой главе, когда все генералы и все военные в эполетах. На дворе июль, это 1805 год, а только после двух кампаний, в сентябре 1807 года, появляются эти эполеты.
бал 1810 года, где съезжаются, бал у знатного вельможи в Петербурге. И он пишет, что там, помимо полицейских офицеров и жандармов. Он не знает, что жандармские дивизионы появляются в Петербурге только в 1817 году, спустя семь лет. Он описывает особый адъютантский мундир уже в 1806 году, он появляется через девять лет. Есть вещи архаичные. Он описывает туалет Анатоля, приехавшего с отцом, чтобы посвататься к княжне Марье, и он пишет, архаизм заключается в том, что в то же время уже носили жилеты, а он по-прежнему пишет, что это не жилет, а камзол. И, описывая внешний вид Наполеона, также говорит о камзоле, хотя уже жилеты.