Набережная Академика Туполева расположена в Центральном столичном округе, на территории московского района "Басманный".
Начинается от пересечения правого берега реки Яузы с Сыромятническим проездом и тянется до пересечения с улицей Радио. По пути к ней примыкают Мрузовский и Елизаветинский переулки.
Примыкает к набережной Салтыковский мост, являющийся пешеходным, а мост, относящийся к 3-му Транспортному кольцу, нависает над улицей и не имеет к ней съездов.
Длина набережной - почти 1400 метров.
НАЗВАНИЕ
Современное название улица получила в 1973 году и носит имя академика и прославленного авиаконструктора А. Н. Туполева.
Андрей Николаевич был трижды награжден медалью Героя Социалистического Труда, а также предыдущим аналогом этой награды - Герой Труда (первые годы Советской Власти). Являлся лауреатом Ленинской и нескольких Сталинских премий, обладателем Государственной премии Союза ССР.
На нынешней набережной, носящей его имя, располагались еще с 1918 года корпуса КБ и опытного завода по созданию летательных аппаратов под маркой "Ту" и "АНТ". За время существования научно-производственное объединение называлось и ЦАГИ, и авиазавод 156, и ОАО "Туполев".
ИСТОРИЯ
До начала двадцатого столетия, там, где сейчас проходит нынешний Елизаветинский переулок, протекала речушка под названием Чечёра, которая являлась притоком Яузы.
Речка была запружена многочисленными плотинами и во время разливов доставляла огромные неудобства расположенным неподалеку трем столичным вокзалам, а также складским сооружениям, связанных с последними.
Именно это привело к тому, что власти города проводят осушение многочисленных прудов, а русло самой Чечеры заключают в подземный коллектор. Работы были проведены в период с 1901 по 1910 годы.
Именно на месте русла возникли Елизаветинский, а также Чечерский переулки (последний в настоящее время входит в границы современной Доброслободской улицы).
Часть прудов в этом районе сохранялась вплоть до 30-х годов прошлого века, пока их не засыпали.
Набережную на месте нынешней в честь Академика Туполева планировали обустроить еще в начале века XX, но проезд вдоль реки появился лишь после 1920 года.
Так как современная набережная была разделена на две части Салтыковской улицей (ныне не существующей в связи с застройкой промышленными зданиями), являвшейся продолжением Бауманской, то и состоять должна была из Салтыковской и Разумовской набережных.
Следует отметить, что современная конфигурация берегов Яузы на набережной Академика Туполева изменилась с тех пор.
Связано это было со значительной реконструкцией московского водного хозяйства в 1936 - 1939 годах. Поводом послужило введение в эксплуатацию Канала имени Москвы.
Оставшиеся пруды Чечеры засыпали, русло реки Яузы спрямили, а в районе перекинутого с берега на берег Золоторожского моста, соединявшего Сыромятнический проезд с районом Лефортово, расширили.
Расширение понадобилось для возведения искусственного острова и обустройства плотины и шлюза, которые были предназначены для предупреждения наводнений, случавшихся при весенних паводках или сильных ливнях.
Плотина и шлюз Яузского гидроузла (иногда называют Сыромятническим) обеспечивает перепад уровней реки в 4 метра. Гидротехническое сооружение является памятником архитектуры.
Тогда же, в 30-е годы, набережная Академика Туполева получила твердое покрытие.