На какую разведку работала писательница Зоя Воскресенская?
Зою Ивановну Воскресенскую многие знают как автора книг для детей. И лишь в перестроечное время для многих стало настоящим откровением, что она двадцать пять лет прослужила во внешней разведке, была полковником КГБ. Неудивительно, что близкие и друзья прозвали ее "Штирлиц в юбке".
ОДНА В НЕСКОЛЬКИХ ЛИЦАХ
Дочь железнодорожника Зоя Воскресенская ( 1907-1992гг.) с юности была трудоголиком. Жизнь заставила! После смерти отца она пошла работать, чтобы помочь матери прокормить семью ( у Зои было два младших брата). В четырнадцать лет Воскресенская устроилась библиотекарем, в шестнадцать воспитателем в колонию для несовершеннолетних, а с 1925 года занималась комсомольской и партийной работой на заводе им. Калинина в Смоленске. Спустя три года активная молодая женщина переезжает в Москву, где служит в иностранном отделе объединенного государственного политического управления во внешней разведке.
Первым ответственным заданием. С которым, впрочем, Зоя Воскресенская справилась без труда, стала командировка в китайский Харбин.
Некий советский деятель сбежал в Шанхай, прихватив казну. Надо было вернуть и беглеца, и деньги. Зоя справилась на отлично: подружилась с женой перебежчика, после чего встретилась с ним и уговорила явиться с повинной.
Со своим боевым крещением разведчица справилась настолько успешно, что следующие поездки не заставили себя ждать. Страны, подставные имена и образы, по прикрытием которых приходилось работать Воскресенской, она меняла как перчатки. После Китая судьба перебросила разведчицу в Центральную Европу в Германию и Австрию, а затем на север в Финляндию и Швецию.
МУЖ ЗА 15 КОПЕЕК
Зимой 1935-го Зоя Ивановна попала в щекотливую ситуацию. Дело было в Москве, у нее не оказалось мелочи, чтобы заплатить за проезд в трамвае, и какой-то мужчина купил ей билет. Взамен спросив лишь имя.
Спустя четыре года в парке на окраине Хельсинки Зоя Ивановна ждала на скамейке агента, которому надо было передать деньги. Рядом с разведчицей присел мужчина и назвал пароль, Зоя- отзыв. Разведчица подвинула к мужчине чемодан: "Это деньги для вас, проверьте сумму".
Мужчина открыл кейс, посмотрел на пачки долларов и сказал, что не хватает 15 копеек!
- Каких пятнадцати копеек?!
- Тех самых, которые вы должны мне, Зоенька!
Так Зоя второй раз познакомилась со своим будущим мужем Борисом Рыбкиным. Оказалось, что новый знакомый под псевдонимом Ярцев назначен на должность российского консула в Финляндии, и Зое надлежало стать его помощницей.
По ее собственному признанию, деловые отношения с будущим супругом не задались с самого начала. Конструктивного общения не получалось они все время спорили, разведчица даже просила отозвать ее с задания. "В ответ мне было приказано помочь новому резиденту войти в курс дел, - вспоминала позже Воскресенская. А уже потом вернуться к этому вопросу. Но... возвращаться не потребовалось. Через полгода мы запросили Центр разрешить нам пожениться. Я была заместителем резидента, и мы опасались, что Центр не допустит такой "семейственности".
Москва дала "добро". Так Зоя Воскресенская стала "мадам Ярцевой".
ПРЕДСКАЗАЛА ВОЙНУ
Военный конфликт с Финляндией вынудил "супругов Ярцевых" покинуть Хельсинки и вернуться в Москву, где Зоя занялась аналитикой. Анализируя информацию, поступающую к ней от агентов в Германии. Воскресенская предположила: гитлеровцы конспиративно готовятся к войне.
Центр послал Зою на прием в германское посольство, чтобы "прощупать" обстановку. Разведчица увидела на стенах посольства светлые квадраты от снятых картин, а в конце коридора груду чемоданов: послы собирались съезжать! 17 июня 1941 года Воскресенская завершила доклад Сталину словами: "Все военные мероприятия Германии по подготовке вооруженного выступления против СССР закончены, и удар можно ожидать в любое время". Вождь, ознакомился с донесением, швырнул его на стол и сказал: "Блеф! Не поднимайте паники". Через несколько дней Германия без предупреждения начала Вторую мировую войну.
С первых дней войны Воскресенская работала в составе особой группы: занималась подбором, обучением и переброской в тыл врага диверсионных и разведывательных отрядов.
В это время Борис Рыбкин проходил подготовку для разведывательной работы в Швеции. Руководством было поручено направить вместе с ним и жену так в 1941 году "супруги Ярцевы" оказались в Стокгольме.
Официально Зоя значилась пресс атташе советского посольства, которое возглавляла Александра Коллонтай, а по линии разведки являлась заместителем резидента.
ДРУГАЯ ЖИЗНЬ
После окончания войны Зоб Воскресенскую назначили начальником немецкого отдела внешней разведки. Однако ее счастливой послевоенной жизни помешала трагическая смерть мужа: он погиб в 1947 году под Прагой при исполнении служебных обязанностей. Официальная версия автомобильная катастрофа. Сама же Зоя Ивановна никогда не верила в несчастный случай. Разведчица считала: от Бориса Рыбкина избавились свои же. Иначе как еще можно было объяснить, что у разбившегося в катастрофе резидента оказалось пулевое ранение в голову.
После смерти мужа Зоя Воскресенская продолжила работу в разведке. Однако с кончиной Сталина начался период масштабных проверок, когда под подозрение попадал каждый сотрудник. Воскресенскую уволили из разведки, но с учетом ее пожелания остаться на службе Госбезопасности назначили начальником спецотдела в Воркутинском лагере ( одном из лагерей ГУЛАГа). Когда Зоя Воскресенская приехала на новое место работы, мужчины сослуживцы бросились скупать дефицитный в то время одеколон: настолько большое впечатление произвела на них новая начальница, которой, между прочим, было в то время 48 лет.
Спустя два года Зоя Ивановна ушла на пенсию в звании полковника.
"ТЕПЕРЬЯ МОГУ СКАЗАТЬ ПРАВДУ"
Как только закончилась одна карьера разведчицы, сразу же началась другая писателя. По совету матери Зоя Воскресенская попробовала себя в литературе, и тут добилась не меньших успехов, чем во внешней разведке.
После выхода в печать книги "Сердце матери" ( о жизни матери В. И. Ленина) Воскресенская проснулась знаменитой. Именно эту повесть экранизировал знаменитый режиссер Марк Донской. В 1965 году Зою Воскресенскую приняли в Союз писателей. Книги Воскресенской были изданы на шестидесяти языках, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров.
Когда в 80-е годы на волне шокирующих открытий и разоблачений Зою Воскресенскую "рассекретили", писательница спешно принялась за последнее свое произведение книгу "Теперь ч могу сказать правду". До выхода первого печатного экземпляра она не дожила нескольких месяцев, скончавшись 8 января 1992 года.
Фотку даже лучше размещать в начале опуса.
Чтоб сразу было понятно - интересная судьба начинается у деУшек с интересной вывески, а трудоголик ты или декадентски-буржуазный элемент - к этому мущщины не цепляются... Главное, быть посговорчивее... Да, мущщины?