Лана Свет Иван Кулибин:Гениальные изобретения инженера самоучки
Из многочисленных изобретений Кулибина до нас дошли лишь знаменитые часы "яичной фигуры", по достоинству оцененные еще его современниками и явившиеся пропуском изобретателю в Академию наук Санкт Петербурга ( ныне они жемчужиной сияют в собрании Государственного Эрмитажа). Только представьте себе в корпусе величиною с гусиное яйцо помещается крошечный театр-автомат, музыкальная шкала и часовой механизм, управляющий всем этим хозяйством, - всего 427 деталей!
НАКАЗАНИЕ ГОСПОДНЕ
Иван Петрович Кулибин родился в Нижнем Новгороде 10 апреля( по новому стилю 21 апреля) 1735 гола в семье небогатого торговца мукой. Отец Кулибина не дал сыну школьного образования.
Он учил его торговать. Но сын томился за нелюбимым делом, и как только выпадала свободна минута, предавался любимому занятию: мастерил разные диковины игрушки, флюгера, шестеренки. Отец сетовал на сына, часто повторял "Наказал меня господь, из мальчонки не будет проку". Кулибин рос замкнутым мечтателем, одержимым идеей изобрести что-нибудь необычное.
Все, что касалось техники, сильно его волновало, особенно интересовали юношу часовые механизмы. Но образования, полученного Кулибиным у дьячка, было недостаточно, для того чтобы разобраться в этих сложных механизмах.
На помощь пришли книги. Знания, полученные из них, юноша проверял опытами. Поездка Кулибина в Москву по делам городской ратуши окончательно определила его дальнейшую судьбу.
Она дала ему возможность ознакомиться с часовым делом, приобрести инструменты, лучковый товарный станок и резальную машину. По возвращении из Москвы он открыл часовую мастерскую и стал значительно преуспевать в часовом деле.
Постоянно изучая физику и математику, изобретатель усовершенствовал свое мастерство и вскоре убедился, что у него достаточно сил, знаний и уменья, чтобы создать часы собственной конструкции с многочисленными устройствами.
ПОДАРОК ИМПЕРАТРИЦЕ
Изготовление таких сложных часов, какими являлись часы "яичной фигуры", было исключительно трудным делом. Детали были настолько мелки, что окончательную обработку их приходилось вести под лупой. К тому же Кулибин был не только часовщиком, но одновременно слесарем, инструментальщиком, токарем по металлу и дереву, столяром модельщиком и, кроме того, конструктором и технологом. Он был даже композитором, так как часы играли мелодию,, им сочиненную. 20 мая 1767 года в Нижний Новгород приехала императрица Екатерина. Губернатор Аршеневский и купец Костромин, покровительствовавшие Кулибину, представили его царица. Она по достоинству оценила чудесные часы, на изготовление которых механик потратил больше двух лет, и пообещала вызвать Кулибина в Петербург.
Екатерина II сдержала слово. В марте 1769 года Иван Петрович был вызван в Петербург и определен заведующим механической мастерской Академии наук со званием механика.
Поднесенные им Екатерине часы, электрическая машина, микроскоп и телескоп, изготовленные умельцем тоже собственноручно, были переданы в кунсткамеру музей диковинок Петра Первого.
НА ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
Петербургский период жизни И. П. Кулибина ( 1761-1801гг.) был периодом расцвета его таланта, смелых дерзаний. Он получил в свое распоряжение мастерские с многочисленными отделениями, со штатом квалифицированных мастеров.
Работая на пользу государства, Иван Петрович находил время и для разработки своих изобретений. Он спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву, в котором столица крайне нуждалась. На средства, исходатайствованные ему князем Потемкиным, он приступил к постройке модели, 27 декабря 1776 года модель одноарочного деревянного моста была испытана в присутствии специальной академической комиссии. На мост было положено три тысячи триста пудов груза. Модель выдержала эту нагрузку, считавшуюся по расчету предельной. Комиссии ничего не оставалось, как поздравить изобретателя с успехом. Царица приказала даже наградить Кулибина деньгами и золотой медалью. А мост? Строить мост никто не собирался. Модель его приказано было "сделать приятным зрелищем публики, которая ежедневно во множестве стекалась удивляться оной". Вскоре интерес к модели и у правительства, и у публики остыл. В 1793 году был издан указ перенести все в сад Таврического Дворца и там перебросить через канал.
Позже Кулибин изобрел оригинальный светильник, который можно считать прототипом современного прожектора. Для этого светильника он применил вогнутое зеркало, состоящее из огромного количества отдельных кусочков зеркальных стекол. В фокусе зеркала был помещен источник света, силу которого зеркало увеличивало в 500 раз.
Кулибин предназначал свой прожектор прежде всего для практических целей: они были удобны для освещения коридоров, больших мастерских, кораблей, были незаменимы для моряков. Но петербургскую знать меньше всего интересовала возможность использовать этот фонарь, являвшийся в то время чудом техники, для нужд русского флота, для мануфактур или городского благоустройства. Кулибинские фонари были применены для декоративных и увеселительных целей.
ЧУДО-КОРАБЛЬ
Но Иван Петрович не опускал рук. Следующим его изобретением явилось машинное водоходное судно. Эта самоходная баржа сама шла против течения реки, используя в качестве движущей силы само ( вы не поверите!) течение реки. По замыслу Кулибина, устройство "водоходного судна" было следующим. Один конец каната привязывался к неподвижному предмету на берегу ( или якорю, заносимому вперед), другой обвивался вокруг гребного вала на судне. Течение давит на лопасти колес, они приходят во вращение, и канат наматывается на гребной вал. Судно начинает двигаться против течения. Испытания проводились на Неве особой правительственной комиссией. Когда судно пошло так быстро, что двухвесельный ялик едва мог держаться с ним наравне, громкое "ура" грянуло в привет русскому самоучке, который стоя на своем судне, сам управлял машиной.
За постройку судна Кулибин был награжден пятью тысячами рублей, но в действие его судно так и не было введено. В социально экономических условиях того времени суда с бурлацкой тягой были выгоднее машинных судов.
ВОПРЕКИ ВСЕМУ
Но и это не обескуражило изобретателя. Он по прежнему устремляет "все свои мысли на изобретение казне и обществу полезных машин". В 1791 году Кулибин создал самокатку трехколесный экипаж, приводившийся в движение педалями, связанными остроумными передаточным механизмом с ведущими колесами машины. "Слега становился на запятки в приделанные туфли, подымал и опускал ноги попеременно почти без всякого усилия, и одноколка катилась довольно быстро". Она могла везти "одного или двух праздных людей".
В том же году Кулибин сконструировал механические ноги ( протез). Военные хирурги признали изобретенный Кулибиным протез самым совершенным из всех тогда существовавших и вполне пригодным к употреблению. Но и это изобретение не принесло Кулибину ничего, кроме расхода. Пока судили да рядили, собираясь испытать протез на опыте, применяя его к раненым, некий пронырливый француз выкрал это изобретение и, как утверждают, продал его потом Наполеону, получив изрядный куш.
Разработка указанных изобретений требовала от Кулибина не только времени, но и денег, нужных на приобретение материалов, оплату вольнонаемных мастеров. Кулибин был вынужден занимать деньги. Путь профессионального изобретателя с каждым годом становился все более тернистым. Отказавшись от руководства царскими мастерскими, Иван Петрович стал получать всего 300 рублей в год. А им владела уже идея о создании модели оптического телеграфа. Кулибин разработал и телеграф оригинальной конструкции, и секретный телеграфный код. Но государственное и общественное значение этого изобретения так и не было оценено. Последней мечтой изобретателя был вечный двигатель. Кулибин умер, окруженный его чертежами. Он умер нищим. Для того чтобы похоронить изобретателя, его жене продать стенные часы. В доме Кулибина, известного далеко за пределами России, не было ни копейки. Трагедия Кулибина трагедия гения, не смогшего побороть консервативные силы того времени и поэтому не увидевшего своих замыслов осуществленными.
Использованы материалы из книг:
Н. Кончина "Кулибин
В. Пипунырова "Иван Петрович Кулибин"
В советское время Кулибин пропагандировался в патриотических целях как пример гения из народа. Его фамилия стала в русском языке нарицательной: так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своём ремесле. Именем Кулибина названы улицы во многих городах России. Бывшее Петропавловское кладбище в Нижнем Новгороде, где сохранился его надгробный памятник, с 1940 года называется парком имени Кулибина.
На 2017 год теплоход проекта 646 с названием "Механик Кулибин" 1955 года выпуска (рег. РРР-142559) выполняет регулярные пассажирские перевозки по реке Лена в северные районы Республики Саха (Якутия).