У каждой столицы есть свой символ, по которому она безошибочно узнается. Для Москвы это Покровский собор на Красной площади, более известный как храм Василия Блаженного. Похожее на драгоценную шкатулку здание не спутать ни с каким другим из-за удивительного силуэта, образованного главами девяти церквей, возведенных на едином основании, и неповторимого, красочного и радостного оформления их фасадов. И не мудрено, что именно это сооружение часто называют "восьмым чудом света".
Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятую самую высокую. Центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери именно в этот день Казань была взята приступом. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами и нишами.
ЧУДО, РОЖДАЮЩЕЕ ЛЕГЕНДЫ
Любое произведение искусства, рукотворное и нерукотворное чудо окруженное ореолом тайны. В этом, как и во многих других отношениях, храм Василия Блаженного истинное, стопроцентное чудо. Каких только историй о нем не рассказывают.
Считается, что Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев. Однако существует еще одна гипотеза, что мастер был один Иван Яковлевич Барма. Еще одна легенда гласит, что храм этот Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: " Меня то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили". Оттого будто бы и пошло название храма.
Однако более реальная другая версия. Первоначально на бровке Москвы реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанный в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Затем, по велению царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария, вокруг него стали возводить новые церкви, большинство которых было освящено в память событий Казанского похода. Выросший на месте прежнего храма комплекс был назван собором Покрова Богородицы, в простонаречии храмом Покрова на рву. В конце XVI века на месте разобранной северо восточной части галереи над могилой московского юродивого, причисленного к лику святых Василия Блаженного, появилась церковь, освященная его именем. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви Св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора - храма Василия Блаженного.
БОГОМ ХРАНИМЫЙ
По мнению православных священников, храм Василия Блаженного сохранился по особому Промыслу Божьему - не один раз он оказывался на краю гибели и все же остался цел.
В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара, но был отреставрирован и, по уверениям очевидцев, стал еще краше. Увидев его, Наполеон распорядился перевезти московское чудо в Париж, но техника того времени оказалась не в состоянии решить эту задачу. Тогда, перед отступлением французской армии, Наполеон приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались погасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший дождь помог им остановить взрыв.
Среди прочих существует легенда, будто в 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. По его распоряжению был изготовлен макет Красно площади со съемным Покровским храмом, который Каганович и принес Сталину. Нача с рассказа о том, как собор мешает демонстрациям и машинам, он якобы со словами " А если бы его р-раз!..."- рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: "Лазарь! Поставь на место!". Так храм остался стоять на своем месте.
В Покровском соборе отсутствуют подвалы. Церкви и галереи стоят на едином основании - подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета до 3 м в толщину перекрыты сводами. Высота помещений составляет около 6, 5 м
Конструкция северного подклета уникальна для XVI века. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами
Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых до наших дней сохранились только петли. До 1595 года в подклете, возможно, прятали царскую казну. Существует предание, что зажиточные горожане также приносили сюда на хранение своё имущество
В подклет вела внутристенная белокаменная лестница из центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, о которой знали только посвящённые. Позднее этот узкий ход был заложен, однако в процессе реставрации 1930-х годов потайную лестницу обнаружили
Открывшееся при ремонте в начале 2010-х годов потайное помещение представляет собой неглубокое подполье высотой менее двух метров между полом ризницы и верхними сводами находящейся ниже паперти. Архитекторы-реставраторы объясняют существование этого помещения строительными потребностями. На сегодняшний день все желающие могут посетить это помещение
В подклете находятся некоторые иконы. Самая древняя из них - икона святого Василия Блаженного конца XVI века - написана специально для Покровского собора. Также там экспонируются две иконы XVII века - "Покров Пресвятой Богородицы" и "Богоматерь Знамение". Вторая написана в 1780-х годах и является списком фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Ранее список располагался над входом в придел Василия Блаженного
Придел был пристроен к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного после его канонизации по повелению царя Фёдора Иоанновича, о чём повествует стилизованная надпись на стене.
Придел кубической формы перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие придела выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора. Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья.
Масляная роспись придела выполнена в 1905 году - к 350-летию начала строительства собора. В куполе изображён Спас Вседержитель, в барабане - праотцы, в перекрестиях свода - Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода - евангелисты. На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: "Чудо спасения на море" и "Чудо о шубе". Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. На западной стене представлен храмовый образ "Покров Пресвятой Богородицы". В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины. На южной стене придела находится редкая большемерная икона, написанная на металле, - Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга "Днесь светло красуется славнейший град Москва" (1904).
Иконостас был выполнен в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом - он продолжается на боковых стенах придела. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, чья подпись сохранилась на иконе "Спас на престоле". В состав иконостаса входят более ранние иконы: "Богоматерь Смоленская" XVI века и местный образ "Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади" XVIII века.
Над захоронением Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью - одна из наиболее почитаемых московских святынь. Рака святого в этой части была разрушена в Смутное время. Однако сохранился лежащий на ней покров с шитым образом Василия Блаженного, изготовленный в мастерских царицы Ирины Годуновой и выполненный из атласа и шёлка золотыми нитями, что способствовало сохранности ткани. После 1917 года, когда в соборе создали музей, его сотрудники понимали ценность покрова как бесценного образчика церковно-прикладного искусства и сумели сохранить.
Придел Василия Блаженного был закрыт в 1929 году. Лишь в конце XX века было восстановлено его декоративное убранство. Первое после закрытия придела богослужение в Покровском соборе состоялось на Пасху в 1991 году. 15 августа 1997 года, в день памяти Святого Василия Блаженного, в приделе возобновили воскресные и праздничные богослужения. На сегодняшний момент это единственный придел в храме, где проходят регулярные богослужения.
Юго-восточная церковь освящена во имя новгородского святого, преподобного Александра Свирского, потому что 30 августа 1552 года, в день памяти святого, состоялась одна из важных битв Казанского похода - разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле.
Церковь высотой 15 м является одной из четырёх малых церквей, её площадь составляет 4, 4#215; 2, 8 м. Основание - четверик - переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом.
Первоначальный облик интерьера церкви XVI века восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х годов: кирпичный пол рисунком "в ёлку", профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена "кирпичная" спираль - символ вечности.
Иконостас церкви также был реконструирован. Между деревянными балками (тяблами) вплотную друг к другу расположены иконы XVI - начала XVIII века. Нижнюю часть иконостаса закрывают искусно вышитые подвесные бархатные пелены, на которых изображён традиционный Голгофский крест.
Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского, новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря - в честь этого святого отец Ивана Грозного Василий III взял иноческое имя в предсмертном постриге, потому что он особо почитался как покровитель царского рода. Свидетельства указывают, что этому святому молился царь Василий, прося послать ему законного наследника, которым стал Иван Васильевич. Также появление этой церкви в Покровском соборе связывают с тем, что 6 ноября 1552 года в день памяти святого состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода. Придел также является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15, 2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма было вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной частью храма - церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Особенность архитектуры церкви - неправильная форма апсиды - определила смещение Царских врат вправо. Четверик церкви переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века.
Тябловый иконостас церкви реконструирован в 1920-х годах и состоит из икон XVI-XVIII веков. Особый интерес представляет отдельно висящая икона "Видение пономаря Тарасия". Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на рассказе из жития Варлаама Хутынского о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, "мора". Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев.
Лана Свет Интерьеры: Церковь Входа Господня в Иерусалим
Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим, 2011 год
Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, с которым ассоциировался торжественный въезд Ивана Грозного в Москву как православного победителя Казанского царства. Считалось, что эта победа закрепила статус страны как Второго Иерусалима - города, которому доверено хранить чистоту веры.
Покровский собор с приделом Входа Господня в Иерусалим стал литургическим центром празднования Вербного воскресения. В нём завершалось шествие на осляти патриарха из Успенского собора, поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны.
Церковь является одной из четырёх больших церквей и представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства. Во время реставрации были открыты фрагменты убранства XVI века. Их подлинный вид сохранён без восстановления повреждённых деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 года.
Существующий ныне иконостас перенесён в придел в 1770 году из разобранного кремлёвского собора Александра Невского. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.
В церкви представлена икона "Святой Александр Невский в житии" XVII века. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В центре иконы представлен благоверный князь, а вокруг расположены 33 клейма с сюжетами из жития: Невской битвой, поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой.
Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория, просветителя Великой Армении, умершего в 325 году. Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября). В 1552 году в этот день была взята Арская башни города Казани.
Церковь является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15 м, также представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды из-за прохода к центральной части храма. Световой барабан перекрыт сводом.
Тябловый иконостас состоит из икон XVI-XVII веков. Царские врата смещены влево из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса - образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Иконостас был реконструирован в 1920-х годах. Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов.
В 1787 году по просьбе состоятельного вкладчика Ивана Кислинского придел был переосвящён в честь его небесного покровителя Иоанна Милостивого. В 1920-х года церкви вернули её прежнее название.
В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный "в ёлку". Как и в XVII веке, стены побелены.
Интерьер церкви дополняют так называемые "тощие" свечи XVII-XIX веков - большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи. В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь, шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью. В церкви представлена слюдяная окончина - выносной фонарь XVII века.
Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в III-IV веках в Антиохии. Киприан был языческим колдуном, обращённым в христианство набожной Иустиной. Оба приняли смерть при римском императоре Деции. День их памяти - 2 (15) октября. В этот день в 1552 году войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.
В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе - Адриана и Наталии, в верхнем - Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Роспись образов мучеников IV века Адриана и Наталии связан с переименованием церкви в 1786 году, когда состоятельная вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей. В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название.
В церкви представлены хоругви XVIII века - иконы-знамёна времён крестных походов, сохранились на стенах и крепления для них. Белокаменный пол настелен в XVIII веке. Тогда же, в 1780 году, был выполнен резной по дереву позолоченный иконостас в стиле классицизма. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира - дни первый и четвёртый. В 2007 году росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке Акционерного общества "Российские железные дороги"
Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название "Никола Великорецкий". В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного чудотворную икону пронесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву - по всем присоединённым землям, в знак их вхождения в православную державу.
Церковь - одна из больших, её высота 28 метров, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом.
Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 года. Впервые стены церкви были расписаны иконным письмом в 1786-м. Во второй половине XVIII - начале XIX века сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. Существующая масляная роспись относится уже к середине XIX столетия.
В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним. В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше - апостолы, в своде - образ Спаса Вседержителя.
Иконостас украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещён образ "Святитель Николай Чудотворец в житии" XVIII века. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань. Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора.
В конце XVIII века пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек XVI века. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом.
В 2005-2006 годах иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи.
Восточная церковь освящена во имя Святой Троицы - считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой в народе часто именовали весь храм. Дата праздника не совпадает с рамками казанского похода, но связь другого рода: 17 октября 1552 года, сразу после очистки Казани от трупов после штурма, город был освящён во имя Святой Троицы.
Церковь является одной из четырёх больших церквей собора - её высота 21 метр, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом.
В процессе реставрации 1920-х годов в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арочек. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль - символ вечности. Это крайне редкое в древнерусском искусстве символическое изображение Бога. В этой церкви не было найдено ни одного фрагмента древней живописи, что позволяет предположить, что в XVII веке она не была расписана. Достоверно известно, что церкви собора были побелены после пожара 1735 года. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы "голосники" (резонаторы) - глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука. Церковь освещает старейшее в соборе паникадило (люстра) русской работы конца XVI века.
На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального иконостаса. Его особенность - необычная форма низких царских врат и трёхрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный. "Троица Ветхозаветная" в ряду иконостаса - одна из наиболее древних и почитаемых икон собора второй половины XVI века.
Северо-восточная церковь собора освящена во имя трёх Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового. В 1552 году, в день памяти Патриархов 30 августа (12 сентября), произошёл разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству.
Церковь высотой 14, 9 м является одной из четырёх малых церквей собора. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция "Спас Нерукотворный".
Настенная масляная живопись выполнена в середине XIX века и отражает в своих сюжетах тогдашнее изменение названия церкви: она была переосвящена в память просветителя Великой Армении в связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского. Первый ярус росписи посвящён житию святого Григория, во втором ярусе - история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский город Эдессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов. В 1920-х годах церкви вернули её первоначальное название. Продолжая традиции русских меценатов, руководство Московской международной валютной биржи содействовало реставрации интерьера церкви в 2007 году.
Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX века. Она была выполнена специально для этой церкви.
Лана Свет Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Центральная церковь освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник отмечается 1 (14) октября. В этот день в 1552 году начался штурм Казани.
Церковь представляет собой столпообразное сооружение, в основании которого четырёхгранник-четверик. С помощью белых треугольников-тромпов он переходит в восьмигранник-восьмерик. Завершается восьмигранным шатром. Это самая высокая из всех девяти церквей собора. Её высота - 47, 5 метров.
Справа от иконостаса на стенах масляная сюжетная живопись конца XIX века. Во время реставрации в конце 1950-х годов под ней была обнаружена масляная живопись XVIII века. Первоначальная роспись "под кирпич" была выполнена в технике фрески по сырой штукатурке. Обнаруженная храмозданная летопись XVI также создана методом фрески. Она позволяет узнать точную дату освящения престола центральной церкви, которая и считалась официальным завершением строительства всего собора - 29 июня (12 июля) 1561 года.
К 450-летнему юбилею собора на выставке "Золото ризницы" были представлены уникальные иконы XVI века из первоначального, не сохранившегося иконостаса центральной церкви Покровского собора. В Покровской церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев. В XVIII веке иконостас был продан в Тверскую губернию. Только в 1920-х годах благодаря усилиям музейных работников иконы были найдены и возвращены в собор. Деревянный каркасный иконостас украшен оловянными позолоченными литыми просечёнными накладками.
Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы, которая походила на сохранившуюся звонницу Спасо-Преображенского собора в Больших Вязёмах. Ко второй половине XVII века изначальная звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х её сменила колокольня, которая стоит по сей день.
Основание колокольни представляет собой массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой, огороженной восемью столбами, соединёнными арочными пролётами. Площадка увенчана высоким восьмигранным шатром, рёбра которого украшены разноцветными изразцами с белой, жёлтой, синей и коричневой поливой. Грани шатра покрыты фигурной зелёной черепицей, а завершает его небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре находятся небольшие окошки - так называемые "слухи", предназначенные для усиления звука колоколов. Внутри открытой площадки и в арочных проёмах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX веков.
После советского времени ими снова стали пользоваться в 1990 году. При этом деревянные балки для развески колоколов сохранились с дореволюционных времён.