Жила в начале XIX века в Москве на 1-й Мещанской девушка по имени Саша, судьба которой очень напоминает судьбу сказочной Золушки...
МАЧЕХА, СНОВА МАЧЕХА...
Ее отец, Василий Алексеевич Перлов, происходил из известной торговой династии Перловых, специализировавшихся на торговле чаем. Благодаря трудам Василия Алексеевича Перловы стали купцами первой гильдии, получили звание почетных граждан. Вот только с женами ему фатально не везло. Первая умерла в 20-летнем возрасте в 1815 году при родах дочери ( нашей героини). Вскоре Перлов женился вторично на Елене Семеновне Алексеевой, дочери коммерции советника С. В. Алексеева, известного своим огромным капиталом, скупостью и причудами.
Мачехе не было дела до маленькой падчерицы у нее вскоре появились свои дети. Но и она не прожила долго, умерла, оставив двух сыновей трехлетнего Семена и годовалого Флорентина. Через некоторое время в доме появилась новая мачеха. К чужим детям она не испытывала теплых чувств. Девочке-подростку поневоле пришлось нянчиться со своими сводными братишками.
СПРАВКА
В 1860-е годы В. А. Перлов основал Товарищество чайной торговли, разросшееся в настоящую империю. Он имел десятки магазинов по всей стране, построил знаменитый Чайный домик на Мясницкой, но главное наладив импорт, сделал чай доступным для всех слоев населения, включая крестьян.
ПРИНЦ НА КОНЕ
На нее никто не обращал особого внимания, и даже ее расцветающую красоту как бы не замечали. Но однажды произошло чудо Саша повстречала своего принца. Дальняя родственница их семьи ( из Алексеевых) пригласила Сашу поехать с ней на гулянье в Лефортовский парк. Принц появился на породистой английской лошади. Это был один из старших сыновей купца Алексея Мазурина Федор, владелец огромных богатств, прекрасно образованный, считавшийся первым женихом в Москве. Он часто ездил по торговым делам в Англию, Францию, на Средиземноморье. Усвоил английские манеры. Но все-таки остался русским купцом. Когда пришла пора выбирать невесту, он прибег к старому дедовскому способу: обратился к свахе. Она-то и присмотрела ему невесту ту самую родственницу, которая пригласила Сашу на гулянье. Но результат встречи был неожиданным. Мазурин прислал сватов к отцу Саши. Василий Алексеевич благословил молодых, и скоро они зажили в собственном доме 4/7 на углу Б. Златоустинского и Лучникова переулков.
Шестнадцатилетняя красавица жена, как вскоре выяснилось была совершенно не образованна. Любящий и умный муж нашел выход. Он нанял учителей, и к 20 годам Саша стала вполне светской женщиной. Федор Мазурин гордился красотой жены и осыпал ее драгоценностями. Как-то раз на балу в Благородном собрании на нее обратил внимание сам государь Александр II.
ПРОКЛЯТИЕ
Александра Васильевна Мазурина, как теперь стали называть Сашу, при всей своей необыкновенной красоте была очень набожна и скромна. Она сделалась матерью многочисленного семейства, у нее было 9 детей. Все они благодаря средствам отца получили дворянское воспитание. Но не знала бедная Саша, что вошла она в семью, над которой тяготело страшное проклятие.
Когда-то тесть Саши, Алексей Мазурин, познакомился с приезжим иностранцем, греком Ашкенази, и оказал ему какую-то важную услугу. Они подружились и обменялись крестами, стали побратимами. Грек был очень богат. Ходили слухи, что он алхимик и сам делает золото. Обстоятельства сложились так, что грек должен был надолго покинуть Россию. Все свое состояние он оставил Алексею Мазурину. Способности, ум и средства позволили тому занять пост московского городского головы сначала при Павле I, а затем при Александре I. Но через двадцать лет появляется, как ожившее приведение, грек и просит вернуть ему все, да еще и с процентами. И тогда добропорядочный столп общества пошел на подлость отказался вернуть долг греку. Грек обратился в Синод, началось расследование, но прямых доказательств правоты его притязаний не было. Осталось последнее средство церковная присяга на Библии. Ночью, при свете факелов, Мазурина привели в Успенский собор Кремля для принятия клятвы. Будущие мучения в аду, по видимому, страшили Мазурина гораздо меньше, чем немедленный позор и разорение. Взбешенный грек, видя это вопиющее клятвопреступление, вскричал: "Будь проклят ты, и пусть твой род будет недолговечен".
ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ СТРАШЕН
Роковое проклятие исполнилось лишь через 30 лет после смерти виновника этих событий. В 1864 году скончался и Федор Алексеевич. Александра Васильевна осталась одна с громадной семьей на руках. Пятеро младших были еще подростками или совсем детьми. Старший сын Василий, быстро прожив свою долю наследства, влез в огромные долги и стал настоящим наказанием для семьи. Второй сын, Алексей, был повеса и франт, "любитель балета и хорошеньких балерин". К тому же он влюбился во француженку артистку и собирался на ней жениться. Поэтому среднему сыну, Федору Федоровичу, пришлось оставить университет и руководить делами семьи. Младшую дочь Варвару сосватали за М. А. Чернышева, совладельца крупной суконной мануфактуры. Дело шло к свадьбе. Василий же Федорович окончательно запутался в долгах и для поправки своих дел взял у матери фамильные бриллианты, чтобы заложить их ювелиру Калмыкову. Он надеялся выкупить их к свадьбе сестры. Однако денег не достал, а Калмыков, несмотря на большие проценты, которые обещал ему Мазурин, драгоценности не выдал. Наконец, в канун свадьбы, Василий Федорович пригласил ювелира к себе якобы для выкупа бриллиантов. Он принял Калмыкова в своем кабинете. И, выйдя как бы за деньгами в соседнюю комнату, незаметно вернулся, подошел к Калмыкову сзади и ударил его в темя тяжелым пресс-папье. Затем Мазурин убрал труп под пол, подняв несколько досок, и залил его какими-то кислотами. На свадьбе Василий был невозмутимо спокоен, лишь глаза горели лихорадочным блеском. Но через неделю за неуплату долгов его посадили в знаменитую "Яму" - долговую тюрьму у Иверских ворот. Приказчик, придя в комнаты Василия за какой-то надобностью, обнаружил полуистлевший труп ювелира и донес в полицию. В 1867 году Мазурина приговорили к 15 годам каторги.
На этом беды семьи не закончились. Алексей стал говорить, что его преследует тень брата. Артистка-француженка, в которую он был влюблен до безумия, уехала за границу. После этого он застрелился в саду своего дома.
Младший брат, Николай, пережив второе потрясение, обрушившееся на семью, стал проявлять признаки нервного расстройства и вскоре помешался окончательно. Умер он в молодом возрасте. Самый младший Нил был болен чахоткой и также сгорел молодым. Сестренка Маша скончалась в 18 лет от роду, пробыв всего год замужем.
Федор Федорович, на плечах которого была вся семья, вел аскетичный образ жизни. Он был очень религиозен. Весь свой досуг посвящал отыскиванию у букинистов древних книг и рукописей. Жил он по-прежнему в Златоустинском переулке, но не в доме, а во флигеле, в окружении попугая и кота Бернадота. Хозяйство его вели жившие у него монашки, приезжавшие в Москву из дальних монастырей за сборами. На его руках тихо угасла в 1885 году Александра Васильевна. Жизнь, которая начиналась как в сказке, закончилась тихо и печально.
Автор: Тамара Иванова
Журнал: "Тайны и загадки" 11 20 мая 2013