Предлагаем прогуляться по Арбату и узнать историю его чудесных зданий, которые появились здесь несколько столетий назад.
Площадь Арбатские ворота
Это одна из старейших площадей нашего города. В средние века здесь была развилка двух дорог: одна из них вела на Новгород, а другая на Смоленск. По дорогам, которые связывали Москву с крупными русскими городами или сильными государствами-соседями, будут впоследствии проложены крупные радиальные улицы нашего города. К концу в XIV века для защиты Кремля здесь выстраивают земляной вал и устраивают в нем проезд Арбатские ворота, через который прошла новая Смоленская дорога, как раз по нынешнему Арбату. В то время он весь умещался в пределах сегодняшнего Бульварного кольца: все, что было за ним, московское предместье. Арбат в переводе с арабского и означает то, что "за городской чертой", то есть предместье. Через 200 лет, в XVI веке, земляной вал был разобран, вместо него возвели стены Белого города полноценное фортификационное сооружение, настоящую крепость. Стены Белого города строились 7 лет, их протяженность составляла около 10 километров. К 1770 году они порядком обветшали, и их решили разобрать. В 1792 году и башня с Арбатскими воротами была снесена, а вот название площади осталось. На месте стен Белого города в конце XVIII века начали разбивать бульвары. В XIX веке, после пожара 1812 года, здесь появился Гоголевский бульвар. Сначала москвичи этому новшеству, надо сказать, противились по очень простой причине: за стенами Белого города у них были земляные наделы, огороды, на которых они выращивали овощи, картошку. Так что наша дачная традиция, как видите, очень давняя... Ну а в дальнейшем строительство бульваров только приветствовалось: москвичи страстно полюбили свои новые места для неспешных прогулок. Вначале на бульварах высаживали лиственницы и березы, но в городской среде, уже и тогда вполне агрессивной, эти деревья не прижились. В отличие от лип поэтому все бульвары были засажены ими. Дожившим до наших дней уже по 200 лет, и когда мы весной гуляем по бульварам, наслаждаясь ароматом цветущей липы, то в прямом смысле дышим воздухом истории. Площадь Арбатских ворот своего рода негласный мемориал русской воинской славе. Смоленская дорога вошла в историю Москвы как западный путь, по которому в столицу через Арбатские ворота стремились прорваться бесчисленные враги. В XV веке со стороны Крымского брода (там сейчас Крымский мост) конница татар переходила реку, огибала низменную местность Пречистенских ворот и подходила к Арбатской площади. В 1439 году здесь состоялся бой между русским воинством и войсками казанского хана Улу-Мухаммеда, которые были разбиты наголову. Через Арбатские ворота возвращались из успешных военных походов русские цари Иван III (1471 г.) и Иван Грозный (1572 г.). В 1612 году в преддверии решающей Московской битвы на нынешней Арбатской площади за укреплениями стояли основные силы ополчения Дмитрия Пожарского, Минина и князя Хованского. Ожидая идущее на Москву польско-литовское войско во главе с гетманом Ходкевичем, Пожарский построил укрепленный лагерь, где разместил стрельцов. Второй отряд Дмитрия Трубецкого должен был защищать Замоскворечье: два его лагеря были оборудованы на Большой Ордынке. Московская битва стала поворотным событием Смутного времени поражение гетмана Ходкевича на подступах к городу предопределило падение польско-литовского гарнизона Кремля. По словам польского хрониста XVII века Кобержицкого, поляки понесли такую значительную потерю, что ее ни чем уже нельзя было вознаградить. Колесо фортуны повернулось надежда завладеть целым Московским государством рушилась невозвратно...
Пройдите на ул. Арбат, к дому 2/1
2 Ресторан Прага
С левой стороны в начале улицы, на месте современного здания, построенного в начале 2000-х годов, раньше стояли два небольших особнячка 3 и 5, которыми владел купец Тарарыкин. Напротив находилось двухэтажное здание: на первом размещался трактир "Прага", а комнаты второго сдавались внаем. Здешние извозчики столовались в этом трактире, который между собой называли "Брага". Тарарыкин, настоящий делец, поставил в своих апартаментах бильярдные столы, и все желающие могли здесь поразвлечься. Играли на деньги, но иногда ставки были и повыше. Один раз сам Тарарыкин выиграл здание, которое стояло напротив. И решил организовать в нем шикарный ресторан. К тому времени в Москве уже появилось несколько фешенебельных ресторанов трактир Тестова, что на Манежной площади (там, где сейчас гостиница "Москва"), "Славянский базар" Пороховщикова. Тарарыкин ввел новшество вместо большого парадного зала в его заведении были маленькие уютные кабинеты, зальчики. К строительству нового здания Тарарыкин привлек известного архитектора, работавшего в стиле модерн, Льва Кекушева. В 1902 году под ресторан возводится двухэтажное здание, а колоннада летней площадки, веранды, появляется в 1914 году. Интерьеры были очень красивыми зеркала, росписи на потолках и стенах, оранжерейные растения. Этот ресторан полюбила московская интеллигенция. Здесь проводились Рубинштейновские вечера, проходили ежегодные встречи выпускников и профессоров Московской консерватории. Здесь отмечались многие знаковые события того времени например, окончание реставрации картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", которая в начале XX столетия была изрезана маньяком, а потом восстановлена. Здесь нередко ужинали поэты Серебряного века Александр Блок, Андрей Белый. На рубеже веков Арбат вообще становится излюбленным местом людей творческих профессий. В доме 9 (там, где сейчас арка), к примеру, раньше было литературное кафе "Арбатский подвальчик", в котором собиралась богема. После революции "Прага" была национализирована и закрыта. Только в 1924 году здесь, в подвальном помещении, открылась столовая Моссельпрома. Никакой красоты уже не было: тесаные столы и скамьи, оловянная посуда социалистический аскетизм. Дом Моссельпрома, знаменитый в свое время, увенчанный рогатой башней (1924 г., архитекторы Коган и Лолейт) находился совсем недалеко, в Калашном переулке. А еще в новую столовку ходили обедать Пролиткультовцы из Морозовского особняка, в котором после революции расположился Пролиткульт. В дальнейшем ресторан претерпел две реставрации и реконструкцию, сейчас это объект культурного наследия, который находится под охраной государства.
Пройдите к дому 4
3 Доходное владение А. А. Лазарик-А. Л. Шанявского
В 1820-х годах особняк принадлежал секунд-майору Загряжскому и выглядел как богатый дворянский дом. Там, где сейчас неприметный вход с навесом, был шестиколонный портик. В 1850-х годах дом перешел в купеческие руки и был перестроен, после чего на втором этаже разместилась гостиница для не очень состоятельных господ здесь любили селиться студенты. Сначала гостиница называлась "Гуниб" в честь пленения Шамиля в Дагестане, потом "Столица". Это здание объект культурного наследия. Студентом здесь подолгу жил Иван Бунин, в дальнейшем описывавший и это место, и этот период своей жизни: "... Неприятно и скучно я жил... В памяти осталось: непрестанно валит за окнами снег, глухо гремят, звонят по Арбату конки, вечером кисло воняет пивом и газом в тускло освещенном ресторане...". Анфиладой этот дом продолжает другое здание (под этим же номером). Длинный корпус с аркой посередине был построен в 1861 году, а в 1865 году Общество русских врачей открыло здесь амбулаторию аптеку и лечебницу для бедных. При входе стояла оловянная кружка, и всякий желающий получить советы врача клал в нее всего лишь 20 копеек серебром. В аптеке общества лекарства стоили на 30% дешевле, чем где бы то ни было. Вообще, следует отметить, что богатые и образованные люди того времени почитали за честь быть меценатами. И следующий владелец этого дома тому еще один пример. В конце XIX века дом принадлежал известному общественному деятелю А. Л. Шанявскому. Он, генерал в отставке, был женат на дочери богатого сибирского золотопромышленника. Вместе с нею они щедро занимались меценатством, направляя почти все свои доходы на народное просвещение. После смерти Альфонса Шанявского, согласно его завещанию и в память о нем, его вдова Лидия создала Народный университет имени мужа он открылся сначала в этом доме, а потом переехал на Миусскую площадь (сейчас в его здании располагается РГГУ). Обучение велось на нескольких факультетах, в качестве педагогов нередко выступали профессора Московского университета. Обучение длилось четыре года, правда, дипломы по окончании курсов не выдавались: университет-то был народный... К слову сказать, Сергей Александрович Есенин со своей первой гражданской женой, Анной Романовной Изрядновой, тоже учились в этом университете. Есенин его, правда, так и не окончил...
Пройдите до пересечения Арбата с Б. Афанасьевским переулком, верните налево, пройдите ко второму дому слева
4 Б. Афанасьевский, 36
Пример псевдоготического стиля дом 36 в Большом Афанасьевском переулке, построенный в начале XX века. Сегодня он кажется вполне элегантным зданием. Но москвичи времен его рождения доходных домов по-прежнему упорно не принимали, даже таких. Марина Цветаева, жившая в те годы в Сивцевом Вражке, напишет: "Вас заменили уроды, страшные, в шесть этажей..."
Перейдите через Малый Афанасьевский переулок
5 Б. Афанасьевский, 32/9
Рядом еще один доходный дом (Большой Афанасьевский переулок, 32/9) начала XX века в стиле модерн. На фасаде отмечены года его постройки 19051907. Именно в это время модерн приходит в Москву, и надолго, кстати говоря, в архитектуре не задержится буржуазия посчитает, что он слишком скромен, и он уступит пальму первенства неоклассике. Но дом, бесспорно, очень красив. Внутри он реконструирован, но по фасадам велась полноценная реставрация. Женские маски, волнообразные линии, интересные обрамления окон на каждом этаже они разные, но вместе создают единый ансамбль словом, модерн во всех своих проявлениях. И, конечно, для облицовки фасадов используется керамическая плитка в народе ее называли "кабанчик". Еще интересная деталь: в Вене, оформляя барельефные вставки, архитекторы использовали стилизованные розы, а на вставках в этом доме ромашки, такая вот чисто русская стилизация. Вернитесь на Арбат, поверните налево, пройдите к дому 23 (около 130 метров)
6 Доходный дом А. К. Ечкина
Дом 23 по улице Арбат (построен в 1903 году; архитектор Лазарев) считается примером эклектики. Но из модерна в нем многое: решетки балконов из штампованного металла, волнообразные линии на фасаде, растительный орнамент со стилизованными тюльпанами, разное оформление окон для каждого этажа. Наверху устроены мансарды. В 19201930 годах в центральной мансарде располагалась мастерская художника Павла Дмитриевича Корина, известного по триптиху "Александр Невский". В 1946 году, после Великой Отечественной войны, когда в Москву привезли пострадавшие полотна Дрезденской галереи, под руководством Корина осуществлялась их реставрация. Справа от дома сейчас стоит синий троллейбус. А раньше здесь была колокольня церкви Николы Явленого. Историческое место: именно тут состоялось покушение на Наполеона Бонапарта, когда в 1812 году он вслед за конницей Мюрата входил в Москву и шел в Кремль через Арбат. В дальнейшем факт неудавшегося покушения найдет отражение в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир": Пьер Безухов, купив револьвер, попытается убить Наполеона, его схватят и чудом не расстреляют...
Пройдите к соседнему дому
7. Арбат, 25
Дом 25 построен в 1871 году архитектором Гедике, ректором архитектурного отдела Академии художеств. В этом здании примечательны чугунные балконные решетки. Именно сюда из дома 4 переехало Общество русских врачей. В 1879 году здесь тоже открылась лечебница. И опять оловянная кружка и 20 копеек за прием. Плата действительно мизерная для сравнения: самый дешевый билет в Большой театр, на балкон, стоил 40 копеек серебром... Перейдите через улицу к дому 20
8 Арбат, 20
Дом 20 по улице Арбат выстроен в стиле конструктивизма. Достаточно лаконичный снаружи, он очень комфортен и удобен для проживания широкие оконные проемы, квадратные просторные комнаты, большие прихожие. Этот стиль бытовал недолго около 15 лет, уступив место сталинскому классицизму, но успел сделать Москву того времени архитектурной столицей мира. Перейдите через улицу к дому 27/47
9 Арбат, 27
Фасад дома 27 выполнен в стиле неоклассицизма (1910 г. постройки; архитектор Кулагин). Скромный на первый взгляд, он выделялся высокохудожественной деталью барельефной вставкой на четвертом этаже. Крылатые львы-грифоны держат в лапах картуши щиты с вензелями. Лаконично, строго и очень красиво.
Перейдите через улицу, поверните налево, сверните в первый переулок направо, пройдите к дому 5
10 Усадьба Михайловой-Тальгрен
И снова идем в переулок Малый Николопесковский, к дому 5. В этой замечательной усадьбе сохранились почти все традиционные постройки. Обычно было так: главный дом плюс хозяйственный блок прачечная, кухня, каретный сарай, ледник и усадебный двор. Среди современных зданий этот оазис старой усадебной жизни выглядит очень трогательно. Левая часть особняка 1819 года, пример послепожарной постройки. Правая часть с башенкой возведена в 1901 году (архитектор Заруцкий). Тогда же был изменен фасад старой части в модном стиле модерн, с волнообразными линиями над окнами и непременными женскими масками. В 1880-х годах в этом доме жил декабрист Фролов.
Вернитесь на Арбат, поверните направо, пройдите к дому 37
11 Главный дом усадьбы В. А. Хованского
Этот особняк конца XVIII века (дом 37), восстановленный после пожара 1812 года, сохранившаяся натура старого, классического Арбата. После войны 1812 года дом принадлежал молодому графу Бобринскому, отчасти связанному с декабристами, за недонесение на которых он был под тайным надзором полиции. В 18341835 годах особняком владела знаменитая, воспетая А. С. Пушкиным трагическая актриса Екатерина Семенова, блиставшая на сцене Арбатского театра. Позднее дом перешел к Провиантской комиссии, ведавшей снабжением армии. Сейчас здесь располагается военный суд.
Пройдите по Арбату до дома 51 (около 280 метров)
12 Доходный дом В. П. Панюшева
Дом 51, стр. 1 выявленный объект культурного наследия. "Панюшенский дом" построен в начале XX века в стиле промышленного модерна. Панюшин богатый фабрикант, специализировавшийся на изготовлении паркета, поставил на Арбате три своих доходных дома. Если идти к Арбату дворами со стороны Сивцева Вражка, можно заметить, что дворовые фасады доходных домов ( 51, стр. 1, 2, 3) не оштукатурены буржуазия и тогда умела считать деньги, так что красивые "витрины" нередко делались только по красной линии улицы... С 1919 по 1933 год здесь жил писатель Анатолий Рыбаков, автор "Кортика", "Бронзовой птицы" и романа "Дети Арбата". Последний как раз и начинается описанием этого дома, его постояльцев, двора и собственно Арбата. А еще это здание известно тем, что с его крыши в 1917 году велся прицельный пулеметный огонь красноармейцы стреляли по юнкерам. Оплотом контрреволюции был кинотеатр "Художественный". Находившиеся в нем юнкера Александровского военного училища пытались сдержать подход красноармейцев к Кремлю. Андрей Белый потом напишет: "Единственный дом-большевик победил весь Арбат". В этом доме находился также кинотеатр "Арбатский Арс", который открылся в 1917 году. Кинофильмы демонстрировались каждые два часа; вход с Арбата, выход во дворы. Затем кинотеатр переименовали в "Науку и знания", а потом и вовсе закрыли. А еще в этом доме до сих пор есть булочная, в которой сохранился фрагмент интерьеров модерна великолепный майоликовый фриз. В основе фриза растительный орнамент нежно-фиолетового цвета. Смальта санкт-петербургских мастерских до сих пор, без всяких реставраций, блестит и переливается и это удивительно. Булочная здесь была всегда, с момента постройки дома. Во второй корпус этого дома к Петру Когану наведывался Александр Блок. В 20-е годы он приезжал в Москву, выступал в Доме печати. А потом шел по Арбату к другу в гости.
Подойдите к следующему соседнему дому
13 Музей-квартира А. С. Пушкина
Дом 53 образец послепожарной Москвы в стиле ампир. У этого здания, правда, перестраивался фасад изначально тут не было, например, балкона. В этом доме находится единственная квартира Александра Сергеевича Пушкина, которую он снимал в Москве. Здесь в 1831 году поэт провел счастливые четыре месяца со своей молодой женой Натальей Николаевной. Незадолго до свадьбы он заключит договор найма с Хитрово и снимет весь второй этаж дома квартиру 5. В нее и приедут молодые супруги после венчания в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. В 1875 году эту же квартиру снимал брат Петра Ильича Чайковского, и композитор, приезжая в Москву, неоднократно останавливался у него. После революции, в 20-х годах прошлого века, в доме обоснуется Окружной Театр Красной Армии под руководством Жемчужного, в котором бывали Маяковский и Мейерхольд. А. С. Пушкинпоэт, писатель, член Российской академииВ. Э. Мейерхольд
Подойдите к соседнему дому на углу Арбата и Денежного переулка
14 Доходный дом М. И. Хромовой, М. А. Обухова
Дом 53/32 не совсем типичный доходный дом XIX века. Его называли профессорским: здесь селились преподаватели Московского университета. В одной такой семье родился поэт-символист Андрей Белый. В доме бывали многие знаменитости и Тургенев, и Блок. Тут жил своей жизнью организованный Белым клуб "Аргонавты". В 1906 году Андрей Белый уедет за границу, потом будет жить в Подмосковье. В этот дом он больше никогда не вернется, но его музей-квартира находится именно здесь.