Один из старейших городов русских Великий Новгород основан ( а точнее, впервые упоминается в летописи) в 859 году. Место мистическое, хранящее столько тайн! Город раскинулся у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Без него непредставима жизнь Русского государства на протяжении столетий. В середине IX века и в конце XV его роль была просто наиважнейшей и в формировании православной культуры, и в первых опытах демократических реформ.
РЮРИКОВИЧИ МЫ
Город настолько древний, что в те времена, когда его основали, славянская правящая элита еще не обзавелась опытом руководящей работы, а потому первого князя попросили взаймы у варягов, народа более продвинутого в деле созидания государства. Так главой в Новгороде стал Рюрик, который положил начало первой правящей династии Руси Рюриковичам. Отсюда вывод: Великий Новгород является первой столицей государства Российского, а год его основания годом основания собственно нашего государства. Для скептиков и любителей поострить и документ имеется памятник "Тысячелетия России", который установили в 1862 году, а тогда липовых удостоверений не выдавали.
Правда, столицей Новгород был недолго. Администрация, как теперь выражаются, очень быстро переехала в Киев, а в Новгороде остался за старшего сын великого князя. Зато город столетиями носил звание торгового центра, находясь на знаменитом пути "из варяг в греки", благодаря чему рос, богател и приобретал авторитет. Его даже пригласили в Ганзейский союз мощную и влиятельную европейскую торговую организацию. В те времена город и обзавелся приставкой Великий. Обращались к нему так: Господин Великий Новгород, хотя как раз диктаторских замашек он не имел, скорее обладал бунтарским характером. В то время как на Руси крепчал феодальный гнет и князья из воевод превращались в полноправных царьков своих уделов, в Великом Новгороде в 1136 году вспыхнуло восстание. Его итог изгнание правившего князя и объявление жителей о "вольности в князьях". То есть правителей они теперь приглашали "по контракту", строго оговаривая их права и обязанности.
ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ ЗОЛОТА
Демократия в Новгороде царила беспредельная: никакого фиксированного срока правления князей не было. Его могли прогнать уже через пару месяцев, если он не справлялся со своими обязанностями. А могли подержать и подольше коли хорош был. Таким образом, Великий Новгород смело можно считать первым демократическим государством в Европе, со всеми прелестями нашего времени: непрерывно борющимися боярскими партиями, предвыборными кампаниями ( порой весьма грязными), голосованием на вече, манипулированием сознанием народа...
Интересно, что татаро-монгольского ига Новгород, в сущности, не знал. Враги увязли в здешних болотах и не дошли до города так гласит легенда. На самом деле, новгородцы справедливо рассудили, что платить великому хану золотом разумнее, чем нарушать права человека, то есть посылать своих земляков на поле брани. Вы не подумайте только, что дело было в трусости или плохой боеспособности!
Нет и еще раз нет! По крайней мере до XVвека Новгородская республика была вполне готова за себя постоять. Из истории мы знаем, что шведам в частности новгородцы дали отпор задолго до Петра I, после чего князь Александр Ярославович получил приставку Невский, так как дело было на реке Неве. Так что в трусости обвинять их не приходится. Просто некоторые ценности жители вольного города уважали больше войны. И больше золота. Гуманистические ценности...
И ПОДАТЬ СЮДА ВАШЕ БОГАТСТВО!
То, что город имел какое-то демонстративно условное отношение к Киевской Руси ( а затем и к Московскому княжеству), разумеется, раздражало центральную власть. Попытки упразднить новгородскую самостийность начались с Дмитрия Донского, но до конца XV века Москва, подмяв под себя все княжества, так и не сумела подчинить Великий Новгород и Псков.
А московских великих князей ох как манили эти земли и богатства, которых у Великого Новгорода было возмутительно много: новгородская республика к XV веку простиралась от Балтийского моря до Урала, и от Карелии до Торжка ( сейчас Тверская область). Но лишь когда московский престол занял умный и прозорливый политик Иван III, в 1471 году новгородцы проиграли битву с москвичами и подписали документы, весьма существенно поражавшие их права. А в 1480 м Великий Новгород был окончательно присоединен к Московскому княжеству.
Но, видно, покорность плохо прививалась в этом городе. А потому через сто лет в воспитательных целях Иван Грозный устроил в Великом Новгороде беспрецедентную резню, ограбив своевольных подданных окончательно. Тут и злопамятные шведы подоспели, с ослабленными новгородцами справиться стало проще, и с конца XVIвека они лишились всех своих привилегий и богатств...
ГОЛОСА НА БЕРЕСТЕ
За шесть веков величия и славы Великий Новгород успел накопить 10- метровый культурный слой, что обеспечило работой археологов на многие десятилетия, а то и столетия. А красота его архитектурных памятников влечет сюда все больше и больше туристов, иноземных прежде всего. С охраной памятников здесь дело обстоит не так плохо, как в целом по России, во всяком случае, по последним данным в городе и его окрестностях можно увидеть 77 (!) восстановленных и отреставрированных церквей. Причем речь идет о шедеврах X-XV веков, о более поздних памятниках новгородцы привыкли говорить с чуть брезгливым выражением лица мол, московский стиль. Что ж, они имеют право на такое высокомерие: знаете ли вы, что в Новгороде еще в Средние века все население поголовно было грамотным? А помните, когда последние не умевшие читать граждане исчезли в Москве? Вот так-то! Каждый год фанатично преданные новгородской старине ученые объявляют об очередной культурной сенсации. Знаменитые здешние раскопы единственный сегодня надежный источник сведений о средневековой Руси, так что можно сказать, что российская история пишется новгородцами. В здешних болотах сохранилось столько берестяных грамот, что до нас доходят практически в первозданном виде диалоги да что там! голоса всех сословий. Мы знаем, как они ссорились и помогали друг другу, любили и предавали, строили храмы и воспитывали детей...
Мы многое знаем о них гордых и независимых, больше тысячи лет назад успешно проведших "перестройку и демократизацию". Но многое еще предстоит узнать. Ничего, позади лишь столетия, а впереди - вечность...
Автор: Маргарита Маноскина
Журнал: "Тайны и загадки" 9 -19 ноября 2012
Из-за недостатка источников частная жизнь средневековых новгородцев долгое время оставалась тайной за семью печатями. Ситуация изменилась после того, как в руки археологов попали берестяные грамоты, свидетельствующие не только о деловых заботах новгородцев, но и об их личной жизни.
Берестяные грамоты, чудом сохранившиеся в новгородской земле, открывают нам подлинную, никакими летописцами не отредактированную, жизнь древнего города. Эти невзрачные комочки содержат бесценные сведения о повседневных делах обычных горожан. Большинство грамот посвящено заботам о сохранении и приумножении разнообразного имущества, но встречаются и послания, в которых говорится о любви и создании семьи.
Одной из находок археологов стала грамота конца XIII века. В ней говорится: "От Микити ка Ани поиди за мыне азъ тьбе хоцю а ты мене а на то послухо Игнато Моисиевъ..." - "Ри Микиты к Анне. Пойди за меня я тебя хочу, а ты меня, а на то свидетель Игнат Моисеев..." . Скорее всего, рассудительный Микита, прежде чем засылать сватов, решил письменно предупредить невесту о своем намерении. А найденный археологами документ стал обрывком самого старого дошедшего до нас брачного договора. Другая берестяная грамота написана, по-видимому, счастливым молодоженом: " ... Посоли семо, а не пелите ничимо же. А... тис я оженить а вамъ кланяюся сь женою... буду на зимъ у вась..." - "... Пришли поскорее, но не пяльте ( то есть не растягивайте, например, шкуры или сукно( ничего. А... я женился. Кланяюсь вам с женою. Зимой буду у вас...".
В начале 50-х годов ХХ века в Неревском раскопе археологи обнаружили берестяную грамоту, в которой несчастная Гостята жаловалась отцу на то, что муж, прикарманив ее приданое, взял себе другую жену. "От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам ( в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость".
В 1993 году была найдена грамота с настоящим любовным посланием. К сожалению, его текст сохранился не полностью. Но и то, что осталось, красноречиво свидетельствует о чувствах писавшей женщины: "(Сылала есмь къ) тебе тришьдъ А въ сю недело цыть до мынь зыла имееши, оже еси къ мыне нь приходиль.. . А аз есмела акы брать себе. Ци суже ти есмь задела сылюци? А тобе виде, яко есть не годынъ. Аже бы ти гордынъ, то из оцью бы ся вытырьго притыкль... ныне къдь инодь. Отпиши же мне про... тьбь хаблю... Ци ти боудоу задела своим безоумьемь, аж ми ся поцыньши насмижати, а соудить Богъ и моя хоудость..." - "Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил... А я к тебе относилась как к брату. Неужто я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу (это) не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под (людских) глаз и прибежал... теперь где-нибудь в другом месте. Отпиши же мне про... тебя оставлю... Может быть, я тебя по своему неразумению задела, но если ты начнешь надо мной насмехаться, то Бог покарает тебя".
Это древнейшее русское любовное письмо написано, как установили историки, в 80-е годы XI века. Сегодня перевести его без специалистов практически невозможно. Не только язык все с тех пор изменилось: одежда, постройки, оружие, украшения, сам Новгород... И лишь одно осталось неизменным и поныне сердце любящей женщины.
Автор: Юлия Агафонова
Журнал: "Тайны и загадки" 9 -19 ноября 2012