На Руси его редко называли по имени, то есть домовым.
Чаще - "он", "сам", "доброжил", "доброхот", "кормилец", "хозяюшко", или "дедушка- соседушка".
КАК ВЫГЛЯДИТ ДОМОВОЙ?
Никто доподлино не знает. Домовой очень осторожен и предпочитает не показываться на глаза людям.
Известно только, что он очень силен, лохмат, борода у него длинная, а руки - большие, с широкими ладонями, поросшими мягкими волосами.
Домового можно чаще слышать, чем видеть.
Он шумит, бродит ночами по дому, вздыхает, бормочет...
Может плакать, если дому грозит беда.
Или смеяться, если ожидает счастье.
Иногда может и сказать что-нибудь: голос у него, правда, не очень внятный - тихий и шелестящий - но разобрать какие-то слова можно. Чаще всего говорят домовые по ночам, когда хотят что-нибудь предсказать хозяевам. Голос доносится из-под печки или из самого темного угла. И главное в таких случаях - не испугаться. Испугаешься - домовой обидется и больше ни за что с тобой не заговорит. А если спокойно обо всем его распросишь - можно много интересного узнать!
Иногда среди ночи домовой может навалиться сонному человеку прямо на грудь всей тяжестью, так что кажется - вот-вот задохнешься. Но до смерти домовой никогда не задушит. А проснувшись от тяжести в груди, следует спросить: " К худу или к добру?" Если к добру - домовой погладит ладошкой. Если к худу - стукнет, щипнет или за волосы дернет. Но может и прямо ответить. Хотя разговаривает с людьми он все же редко.
Существует один способ - весьма небезопасный - для тех, кто очень уж хочет увидеть домового.
Правда, в современной жизни возможно это осуществить только в деревне и только в тех домах, где хозяева держат лошадей.
В Пасхальную ночь - ни в какую другую! - следует надеть на себя лошадиный хомут, покрыться бороной - зубьями к себе - и сидеть между лошадьми всю ночь. Домовой каждую ночь обходит все свои "владенья". Перед животными домовой не таится - там ео можно увидеть. Но если домовой заметит, что за ним подглядывают, он щекочет лошадей так, что они начинают брыкаться и могут до смерти забить засевшего между ними человека.
Впрочем, люди разуные предпочитают не только не видеть, но даже не разговаривть с домовым.
Все-таки домовой - нечисть, и бытует мнение, что после разговора сним можно онеметь или остаться заикой на всю жизнь. Если домовой захочт, он и сам может перед человеком предстать. Правда. чаще всего в облике самого же этого человека - будто зеркальное отражение, только темное и мохнатое... Немудрено, что после такой встречи многие становятся заиками!
Но чаще всего домовой все-таки приносит пользу, а не вред.
Он следит за хозяйством, может приглядеть за детьми, но особенно любит домашних животных: холит их, расчесывает шерсть, кормит, поит... Особенно любит домовой лошадей: бывает, целую ночь напролет оглаживает любимую лошадку, заплетет ей в косички хвост и гриву. Правда, если лошадь брыклива, домовой может обидется на нее и "заездить" - так, что к утру лошадь будет измученная и вся в мыле, то есть - в поту, словно от долгой скачки. Не любит домовой кошек: случается, даже пинает их, бросает об пол.
Еще домовой охраняет дом от воров и от пожаров, может внезапно разбудить хозяина, если чужаки на двор проникли или где-нибудь уголек из печки выпал ( в современных условиях - проводка затлела). Или сам, приняв облик хозяина и накинув его одежду, выходит во двор, чтобы воров отпугнуть.
ЧТО ЕЩЕ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ О ДОМОВОМ?
Когда новый дом строили, всегда в подпол клали монетку, а то и четыре - по четырем углам соуба - для домового.
Когда первый каравай в новой печи пекли, горбушку отрезали, солили и забрасывали под печь - для "дедушки-соседушки".
Если старый дом сгорел или иначе как разрушился, домового обязательно следовало в овый дом пригласить: привезти ночью на хлебной лопате, новом венике или стоптанной лапте. Делалось это так: глава семьи в полночь являлся на развалины и трижды обходил их посолонь, волоча лопату, веник или лапоть за собой. На третий раз должно ощутить, что ноша стала тяжелее... Это значит - домовой уселся. Тогда и к новому дому идти можно, только при этом нельзя оглядываться назад.
Если же новый дом строился молодым хозяином, чтобы своей семьей от родных жить - тогда просили у домового кого-нибудь из деток и так же перевозили. Если же дом на новом месте строился и не у кого деток-домовяит попросить, тогда черному петуху отрубали голову посередине дома - считалось, это должно приманить какого-нибудь одинокого домового, скитающегося по миру в поисках хозяев.
У домового есть и жена - "доманя", и дети - "домовенки".
Но их, в отдичие от "самого", никогда не бывает не только видно, но даже и слышно.
Без людей домовой жить совершенно не может.
Позабытый в заброшенной избе или на пепелище, лишившийся крова и хозяев домовой гоько плачет, воет, кричит... На севере России было принято даже строить рядом с пепелищем маленький шалашик и класть в него кусочек хлеба - для домового. Без человеческого общества домовой лютеет - становится злым и агрессивным.
В старину строились в лесах маленькие домики - "зимовья", где охотники, отправляясь на промысел, могли заночевать. В таких домиках тоже селились домовые, но они были далеко не так милы, как те их родственники, которые с людьми под одним кровом изо дня в день живут. Полагалось испросить разрешения у домового, прежде чем в зимовье войти, да еще и от трапезы своей кусок уделить, чтобы задобрить домового. Если не сделаешь этого - обидется домовой и спать не даст: шуметь, стучать будет, вздыхать, а то и одеяло с сонного стащит, или навалится да и придушит во сне... Не до смерти, конечно. До смерти домовые редко кого душат. Но все равно неприятно.
В наше время зимовья, быть может, только где-нибудь в тайге сохранились... Но приезжая летом на дачу или в деревенский дом, всю зиму ппростоявший запертым и холодным, стоит вспомниь про домового и угостить его кусочком хлеба с солью!
Домовой любит те семьи, где между людьми царят мир, любовь и согласие, где дом содержится в чистоте и о хозяйстве радеют. Таким людям он помогает по мере своих возможностей.
Если же хозяева дома, где домовой поселился, часто ссорятся и шумят, если в доме беспорядок и хозяйство в упадке, таким домовой начинает вредить и вовсе доводит до разорения.
Домовые в литературе очень популярны: популярнее, чем прочая "домашняя нечисть". Чаще всего они, конечно, встречаются в детских сказках - как в народных, так и в авторских: например, у Эдуарда Успенского в книге "Вниз по волшебной реке" дядюшка Домовой вел хозяйство в доме Василисы Премудрой. Но и в "сказках для взрослых" - в книгах, написанных в жанре "фэнтези", особенно в "славянском фэнтези", домовые частенько помогают героям: самые разные типы домовых обитают в книгах Марии Семеновой, Ольги Григорьевой, Александра Бушкова...
Даже Александр Сергеевич Пушкин посвятил стихотворение домовому. Там были такие милые строки:
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенья, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
А заканчивается это довольно-таки длинное стихотворение настоящей просьбой, обращенной к домовому:
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
Остается только надеятся, что тот домовой исполнил просьбу великого русского поэта...
Домовй - полезное и милое существо, но все - таки, как уже говорилось выше, считается нечистой силой. А потому и от него есть способы защиты. Если домовй разбушуется, следует окурить дом церковным ладаном или побрызгать святой водой. Священника для этого приглашать необязательно - была бы вода, в церкви освященная. И нужно произнести молитву: "Да воскреснет Бог..." - этой молитвы все нечистые бояться.
Если же домовой просто разшалился и спрятал какую-то нужную вам вещь, скажите трижды: "Домовой! Поиграй и отдай!"... вещь тут же найдется.
А если же домовой послушен и помогает вам, то не забудьте его побаловать... Поставьте в укромное место блюдечко молока, а рядом положите кусочек хлеба... Домовой будет очень рад угощению!
В старину многие считали, что в городах и особенно в деревнях рядом с человеком живут домовые и духи, почти невидимые и трудно уловимые. Возможно, в этих поверьях таятся не только предрассудки, но и знания, переходившие из поколения в поколение. Объявить их плодами воображения невежественных людей было бы слишком просто.
"ДОМОЖИЛЫ" И "ДВОРОВЫЕ"
О том, как выглядел домовой, о его нравах и повадках лучше всех знали те, кто постоянно жил с ним рядом русские крестьяне. А рассказов на эту тему было записано немало.
Домовые "по роду службы" делились на "доможилов" и "дворовых". Первые, понятно, обитали в избах: зимой, в холода, на печи, а летом перебирались туда, где попрохладнее в чулан или на чердак. "Дворовые", как следует из их названия, жили во дворах, в хлеву, прятались в сараях. По рассказам очевидцев, "доможилы" имели вид маленьких лысеньких старичков, покрытых шерстью.
Если домовые находились с хозяином в добрых отношениях, то и дом, и двор, и хозяйство были в полном порядке. "Доможил" охранял избу и все хозяйское добро. Он отгонял воров, предупреждал о грозящих бедах. "Дворовый2 заведовал двором, следил за скотиной. С собакой и козлом находился в большой дружбе, очень любил лошадей и, бывало, озорничал: придет хозяин в конюшню, а гривы у коней заплетены в косички!
Если во дворе раздавался странный стук, слышалось оханье, а в пустом доме какие-то таинственные шаги, то, несомненно, это подавал свои сигналы домовой. Сигналы эти, по мнению крестьян, предвещали несчастье: пожар, болезнь или гибель скотины, а то и смерть кого-нибудь из близких.
Рассказывали, что до женщин все домовые были большими охотниками, однако никогда не позволяли себе заводить шашни с женой хозяина, его дочерьми и невестками. Обходились нанятыми работницами. Причем делали это так осторожно и скрытно, что даже сама женщина далеко не всегда помнила о ночных визитах домового.
"СТОЙ, БАТЮШКА, СТОЙ!"
Да и немудрено: домовой прежде всего напускал на возлюбленную крепкий сон, а наутро ей казалось. Что все произошло во сне. Болтливые работницы не стеснялись и рассказывали подругам, как ночью к ним приходил красивый парень, обнимал и целовал их.
"Доможила" видели редко. Чаще это происходило, когда богомольная хозяйка истово, подолгу молилась. Тогда "доможил" в образе старичка появлялся и безмолвно проходил мимо. Для хозяйки это был ясный знак, что ее молитва домовому не нравится и пора заканчивать.
А вот "дворовый" домовой показывался перед людьми частенько. Бывало, что кто либо из хозяев, работая во дворе, вдруг замечал в укромной уголке темную фигуру ростом с человека. Лица не разглядеть. Стоит, прислонясь к стене, смирно стоит, "словно его тут и нет". Хозяева сразу узнавали, что это домовой и не пугались, скажут только: "Стой, батюшка, стой! Блюди скотину нашу, охраняй от чужих!".
В еде домовые не отличались привередливостью. "Доможилу" достаточно было оставить в укромном месте ломоть черного хлеба с солью. Он найдет угощение и съест с удовольствием. "Дворовому" для пропитания следовало оставить немного сенца и мякинки, то есть остатков колосьев, стеблей и других отходов при молотьбе. А вот овес "дворовый" домовой никогда не трогал, так как знал, что овес дорог и его берегли для лошадей. Был он благодарен, если хозяйка оставит ему кусочек хлеба, порадуется, что его помнят и балуют.
ВСТРЕЧА С ВОЛОСАТЫМ СТАРИЧКОМ
Своего дома и двора домовые не покидали. Умрет хозяин, остаются жить у его сына, затем у внука и так далее. В случае, если на беду дом сгорит, временно поживут у приятелей-домовых, пока новую избу не построят, и возвращаются на прежнее место.
Очень не любят домовые жадных, несправедливых хозяев. У таких крестьян "дворовые" домовые портили коров, овец и разводили на скотном дворе и в хлевах всяческую нечисть. Если и после этого хозяин не делался добрее, то поступали еще хуже: в дом впускали воров и конокрадов, а то и пожары устраивали. Иногда даже навсегда покидали дом. Тогда на их место приходили домовые бесприютные, своеобразные "бомжи".
Крестьяне утверждали, что домового можно вызвать, то есть сделать так, чтобы он вышел. Способ был несложный: требовалось лишь бросить чистый гребень в ведро с водой. На третий день в ведре находили человеческий волос. Его вылавливали, сушили, и тогда на короткое время показывался домовой.
Одна крестьянская девушка рассказывала, что после, такого вызова к ней явился старичок в чем мать родила, весь обросший волосами, с длинной белой бородкой и с "обезьяньим" лицом. Конечно, девушка испугалась, закричала, и домовой в ту же секунду исчез. Когда же девушка рассказал о случившемся отцу, тот успокоил ее: видеть домового совсем не к беде, а, напротив, к счастью.
"ЦАРЬ ОВИННЫЙ"
У "доможила" и "дворового" был собрат домовой под названием "овинник" или "царь овинный". Такое название он получил потому, что постоянно жил в овине, то есть в помещении, где сушились снопы. "Овинник" тоже имел вид маленького старичка, или какого-нибудь животного. Жил он тихо, если чувствовал любовь и уважение к себе. А если испытывал пренебрежение, вражду, то мог, как говорили крестьяне, и " памятку сделать", другими словами, устроить неприятность.
Зная это, в деревнях в день именин "овинника" ( был такой особый день в году) ему приносили угощение: пирог и петуха. Хозяин кланялся и говорил: "Овин-овин, постой подольше, а ты, овинный, будь добр и ласков". Небольшой кусок пирога хозяин съедал сам, а остальную часть оставлял имениннику. Затем отрубал голову петуху и кровью окроплял помещение овина. Петушиную голову также оставлял "овиннику".
После такого обряда можно было твердо рассчитывать, что никакой беды не случится. Однако плохо приходилось тому хозяину, который забывал про именины "овинного" и не приносил ему подарки. "Овинный" мог запомнить обиду, выждать год- другой, а потом жестоко отомстить, устроив, например, пожар.
Один крестьянин рассказывал, как темной осенней ночью пошел в топившийся овин. Отворив дверь, он увидел перед собой здоровенного черного кота величиной с хорошую дворовую собаку. Глаза у кота блестели и были огромными. Едва крестьянин вошел в овин, кот бросился в угол и там вмиг исчез, будто сквозь землю провалился. Это был самый настоящий "овинник", принявший облик черного кота. Крестьянин со страху лишился дара речи и ели до дома добрался на дрожащих ногах.
ПОЛТЕРГЕЙСТ КОЗНИ ДОМОВОГО?
А в банях жил дух тоже своего рода домовой, который так и назывался "банник", дух нечистый, дьявольский. От него ждали одних несчастий. В банях он обитал не только потому, что очень любил тепло, но и оттого, что люди там, раздеваясь, крест снимали. " Страсть не любят банники креста Господня", - говорили в народе. "Живут банники, - рассказывали крестьяне, - не одни, а с девками, которых похищают в младенчестве у родителей еще некрещенными, в также и с крещеными, но проклятыми матерями".
"Банники" могли принять самый разнообразный облик: хозяина бани, его родственника или знакомого. Сколько раз бывало : видят пошел человек в баню, а в ту же самую минуту его видели в другом конце деревни за какой-нибудь работой.
Существует поверье, что в бане около полуночи моются черти, родные братья "банника". И в это время никому не придет в голову идти в баню. В старые времена крестьяне от мала до велика почитали домовых, но и побаивались их. И когда в домах происходят странные случаи, например, знаменитый полтергейст, когда сами собой начинают летать предметы или двигаться мебель, стоит задуматься: не проказничает ли обиженный и рассерженный на нас домовой?
Автор: Геннадий Черненко
Журнал: "Тайны ХХ века" 5 февраль 2009
За пределами дома, во дворе и в дворовых хозяйственных постройках - царство дворового. Его тоже полезно знать - если ты живешь в деревне или хотя бы летом там отдыхаешь. Вдруг доведется столкнуться с его проказами?
Дворовой далеко не так симпатичен и дружелюбен, как его сородич домовой. Может быть, потому что живет вне стен дома, далеко от священного огня и красного угла с иконами. Да и с людьми ему приходится общаться меньше, поэтому меньше а нем человеческого, меньше он о людских нуждах знает, меньше людским проблемам сочувствует.
КАК ОН ВЫГЛЯДИТ?
Как и в случае с домовым, этого почти никто не знает. Известно только, что дворовой ростом чуть ниже человека, широкоплеч, сутул, покрыт густой темной шерстью. Пробегает по двору быстро, будто тень скользнула. И очень любит сам с собой разговаривать, правда, очень тихо и невнятно, бормочет что-то, а что - не разобрать. Чаще люди слышат его бормотание, нежели воочию замечают дворового.
ПРОДЕЛКИ ДВОРОВОГО
Пользы от дворового немного - разве что чужаков на двор не пускает. Но только в отличие от домового дворовой не с ворами воюет, а с чужой нечестью, желающей близ людей поселиться. И делает он это не из симпатии к людям, а потокая своим частнособственническим инстинктам.
Дворовой считает, что двор и постройки принадлежат ему и только ему, и нелюбовь ко всему постороннему, чужому доходит у него до совершеннейшего абсурда.
Например, дворовой за чужих считает любую скотину, купленную и приведенную на его двор: начинает мучить, изводить животное, бьет, щиплет, есть не дает, и частенько на новом месте лошадка или коровка начинают худеть и хворать - по вине вредины - дворового.
Изо всех домашних животных только козы да собаки дворового не боятся.
Собаки - потому что им свойственно видеть всякую нечисть и собака сама дворового покусать может.
Козы - потому что именно в образе козла рогатого повелитель всей нечисти Сатана частенько в мир является.
Но остальному зверью дворового следует опасаться. Дворовой считает чужаками не только недавно купленных и приведенных на двор животных, но даже тех детенышей, которые на свет появились в "его" же загонах! Может задушить новорожденного теленка или ягненка за то, что тот, по его, дворового, понятиям, - "пришлый".
Чтобы избежать такой напасти и оградить зверье от жестокой дворовой нечисти, новоприобретенных животных в ворота проводят по разостланной на земле шкуре. А новорожденных забирают в дом на несколько первых дней жизни, чтобы отдать под покровительство домового. Домовой сильнее дворового, с домовым дворовой ссориться редко осмеливается.
Зато дворовые с разных дворов частенько ссорятся между собой и даже дерутся. Если такое соучается между соседями - дворовыми, - соседям - людям беда! Забор поломают, всю утварь, какая ни есть на дворе, расколотят...
КАК ЕГО ЗАДОБРИТЬ?
Чтобы утихомирить дворового, его стараются одарить: приносят ираскладывают в хлеву яркие лоскутки, блестящие бусинки, или копеечку, или хотя бы горбушку хлеба, густо посыпанную солью. И, раскладывая подарки, приговаривают : " Царь - дворовой, хозяин - домовой, суседушко - доброхотушко! Я тебя дарю - благодарю: скотину прими - напои и накорми".
Если же и после этого дворовой шалит и обижает домашних животных, хозяин дома его маожет и наказать.
Для этого на севере России берут навозные вилы и тычут ими в нижние бревна дворовых построек, приговаривая: "Вот тебе, вот тебе! За то-то и за это ( перечисляются прегрешения дворового)".
В центральной России в старину знающие хозяева запасались заранее ниткой из савана мертвеца, вплетали ее в ременную плеть и залепляли воском от церковной свечи. Выйдя в полночь во двор, этой плетью хлестали по всем углам хлева и по яслям, из которых животных кормят, надеясь попасть все-таки по дворовому. Впрочем, даже если побить его не удавалось, испуга бывало достаточно: на некоторое время дворовой мог и угомониться.
Но потом все равно принимался безобразничать... Такая уж у него вредная натура.
Ничуть не лучше дворового и другая типично русская домашняя нечисть - банник.
Как вы, наверное, догадались по его названию, банник обитает в бане.
А баня - если вы вдруг не знаете - строится всегда в стороне от жилья и считается местом таинственным и страшным.
В старину да и сейчас в местах, удаленных от больших городов, то есть там, где еще помнят обычаи предков, - как бы ни припозднился путник, он ни за что не пойдет ночевать в баню. Лучше в чистом поле заночевать или у дороги, или под кустиком каким - нибудь, лучше вымокнуть до нитки и промерзнуть до костей, но в баню после захода солнца - ни за что!
И дома не тех местах, где когда-то баня стояла, в деревнях строить боятся. Считается, что в таких домах люди будут ссориться, скотина - хворать, а хозяйство не заладится. И ничто не спасет: ни икона в красном углу, ни монетки, по четырем уноам сруба зарытые, ни кусочек хлеба с солью, под печку заброшенный... Потому как ни один домовой не пойдет жить на то место, где прежде него банник поселился.
НА КОГО ПОХОЖ?
Банник живет за печкой - каменкой или под полком, где обычно парятся.
Выглядит он, будто голый пузатый старичок, до колен укутанный собственной бородою, косматой и заплесневелой от постоянной влажности. Впрочем, банника видеть нечасто случается. Как и другая нечисть, он предпочитает прятаться.
Банник очень силен - если разбушуется, даже несколько человек с ним справится не огут.
И очень опасен: может задушиь, оглушить, ошпарить кипятком. Или так к стенке прижмет, что всю кожу сдерешь, пока отобьешься. И дверь при этом припрет, да так, что снаружи хоть топором руби - не отопрешь. Зато святой водичкой если побрызгать - сама откроется...
ПОРЯДКИ И ЗАКОНЫ БАННИКА
Чтоы не гневить банника, следует его порядки и законы соблюдать.
Первый из законов: париться не более чем в три смены, то есть пропаривать баню не более трех раз. " Четвертый пар" - для самого банника и его гостей : других нечистых. Это прежде было по всей Руси известно, и все боялись "четвертого пара": если какой-нибудь человек осмеливался в четвертый раз нагонять пар, то живым из бани его уже не ждали - считалось, что нечистые неприменно задушат его, хотя людям покажется, что он просто - напросто угорел или перегрелся.
Другой закон: париться только в положенное время: до семи часов вечера - летом, до полудня - зимой.
И вообще никогда не заходиь в баню после захода солнца.
Исключение делалось только в двух случаях: для рожениц и для девушек, на другой день выходящих замуж.
Рожали на Руси исключительно в бане, и банник любил даже, чтобы будущая мать переселялась из дома к нему не менее чем за три дня до родов. Будучи изо всей "домашней" нечисти самым лютым, банник лучше, чем даже дедушка - домовой, мог уберечь мать и дитя от других нечистых. Правда, при этом не положено было оставлять в бане женщину одно ни на миг: люди все-таки до конца не доверяли баннику.
В одиночестве входила в баню накануне свадьбы девушка - невеста: там она плакала, прощаясь с родным домом, и просила банника предсказать ей будущее. Если в мужнем доме новобрачную ожидали беды и обиды, банник ударял по спине когтистой лапой. Если же ее ждало привольное житье и любовь новых родственников, банник нежно гладил ее широкой ладонью, покрытой шелковистыми волосками. Правда, если банник вовсе не хотел, чтобы девушка выходила замуж и покидала отчий дом, он мог попросту задушить ее...
Впрочем не только невестам предсказывал будущее банник.
За предсказаниями судьбы к баннику в Святочную неделю ходили всей семьей. Делалось это так: гадающий садился на пороге бани, спиной в дверь, или, если очень уж боялся, то просто просовывал руку в окошко. А банник, исходя из своего видения будущего, бил его когтями или гладил ладонью.
Но и тут у него была возможность проявить свою недобрую натуру! Банник мог внезапно втащить человека в баню и задавить, а мог так стиснуть просунуту в окошко руку, что человек до конца жизни ощущал онемение в пальцах.
Чтобы задобрить банника, для него, перед тем как топить баню, клали кусок хлеба, посыпанный солью, а после всегда оставляли свежие венечки, шайку с водой и кусочек мыла.
Если же баня сгорала и на пепелище собирались возводить новую, то предохранялись от будущих безобразий банника, принося в жертву черную курицу: ее следовало задушить, а не зарезать, положить на пол и уходить, пятясь спиной к двери.
Если же банник нападал во время паренья, начинал бить, душить или царапаться, следовало сорвать с шеи крестик на цепочке и хлестать им наотмашь, как плетью.
В совсем уж древние времена, когда люди не позабыли еще языческих обычаев, при нападении банника звали на помощь домового: "Дедушка -суседушка, пособи, оборони!".
В более поздние времена любую нечисть отгоняли молитвой: "Да воскреснет Бог..." - о ней упоминается выше.
ЛУЧШИЙ ЛЕКАРЬ
Правда, слудует заметить, что не всегда банник бывает зол.
Например, в лечении нет ему равных. В древности вообще любую хворь, а особенно простуду, лечили, парясь в бане. И исцеление приписывалось не целебным свойствам пара, изгоняющего из организма все яды, а особым лекарским умениям банника.
Недаров и пословица появилась: " Нет злее банника, но нет его и добрее".
Да воскреснет Бог, и рассеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: Радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.
Это существо относится к семейству домовых и считается одним из самых вредных. Он любит делать людям мелкие неприятности, поэтому его необходимо задабривать. Овинник обитатель сарая, овина или гумна, поэтому его иногда называют гуменником.
КАК ВЫГЛЯДИТ ОВИННИК?
Это существо все заросло шерстью, которая свалялась и замаралась в саже. Его глаза и днем, и ночью горят, как у кошки. Если овинник хочет, чтобы его увидели, то он смотрит на хозяев сарая из самого дальнего угла, в котором испокон веков хранили снопы соломы и сено. Именно в этих теплых местах и поселялось существо. Оно являлось хозяином сарая и тщательно следило за порядком в нем.
В разных регионах представления о внешности овинника отличаются. Одни представляют его лохматым и бесформенным с горящими глазами, другие в виде огромного черного кота, третьи в образе собаки, а четвертые в медвежьем обличии.
По некоторым сведениям, он принимает облик старого человека или даже родственника, который давно умер. При этом он может быть очень большого или маленького роста со сбитыми в кучу волосами.
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ОВИННИК?
Яркие светящиеся глаза очень тщательно следят за всем, что происходит в пределах овина. Вовремя ли заготовлены и занесены на место снопы, правильно ли затоплена печь все это контролирует овинник. Если огонь разгорается очень сильно, то его надо притушить. В ветреную погоду овинник не разрешает растапливать печь в сарае, чтобы искра не подожгла солому и сено, в противном случае он может остаться без своего жилья. Если нерадивый хозяин пренебрегал непогодой, то овинник мог его даже ударить или толкнуть в бок, чтобы тот не совершил ошибки. После этого дух очень веселился, шумел и даже лаял, как собака.
В большие церковные праздники и перед ними овинник запрещал работать и всячески этому препятствовал. Чтобы сделать что-то в сарае, надо обязательно спросить разрешения у овинника или предупредить его, в противном случае, он может быть очень недоволен.
Крестьяне считали, что если овинник не доволен тем, как сложены снопы, то он их переносит и укладывает по своему усмотрению. Следить за тем, как он сушатся и вовремя их переворачивает. Чтобы не мешать работе овинника и не спугнуть его, мужики не заходили в сарай в неположенное время, тогда в сарае всегда был порядок.
За приход в сарай в неположенное время, а именно ночью или поздно вечером, люди оказываются наказанными. Они за такой проступок могут расплатиться даже жизнью.
Овинник призван защищать запасы хлеба от нечистой силы, поэтому очень не любит незваных гостей. Он их пугает разными звуками, такими как стук в дверь, хлопки в ладоши, завывание и громкий протяжный собачий лай.
У овинника есть женское облачение, его называют рижная баба. Она, так же как и мужской дух, призвана защищать ригу место для сушки снопов. У русских появилось такое воплощение домового с конца девятнадцатого века, когда повсеместно овины стали заменять ригами. Это строение более безопасно, так как ямы для растопки в них заменены печами.
В мифологии нет упоминаний о том, что овинник и рижная баба живут вместе и имеют детей. Это мужской дух скорее одиночный, который не тратит время на мелочи, он всегда занят и находится при деле. А вот рижная баба имеет мужа рижника и рожает детей, при этом она успевает следить и за хозяйством риги.
ЖЕРТВЫ ОВИННИКУ
Овинник мог быть недоволен действиями хозяина сарая и тогда из вредности он поджигал сарай. Мужики очень боялись проказ овинного духа, поэтому старались его задобрить.
Очень сильно существо любит кровь жертвенного петуха. Птице отрубали голову и кропили ей все углы сарая. Различные подношения в виде пирогов из муки нового урожая или сдобы так же угодны овиннику. Хотя духа не так легко задобрить, но, тем не менее, это делать необходимо, для того, чтобы хозяйство было всегда в порядке.
ОВИННИК И ЧЕЛОВЕК
Бытует мнение, что овинный дух это существо, относящееся к человеку очень хорошо. Он даже боится людей, но при этом не любит, когда его тревожат. В этом случае его настроение портится, и он может навредить.
С завершением осенних работ в деревнях наступает относительное затишье и мужики благодарят овинника за то, что он позволили им вовремя управиться в страду.
Молодые девушки устраивают гадание на святки. Овинник является главным участником этих церемоний. Юные красавицы, которым пришла пора, выходить замуж, ровно в полночь приходят к сараю. Каждая должна протянуть руку и просунуть ее в сарай. При этом задается вопрос: "Выйду ли я замуж в этом году"? Затем наступают минуты ожидания. Ладошку девушки должен погладить овинник. Если ощущение будет сходно с прикосновением голой кожи, знать муж будет бедным, если мохнатой значит богатый. Если девушка ничего не дождется, значит жить ей одной еще год в отцовском доме.
Овинник существо, которое помогает человеку, поэтому его почитают и не изгоняют из своего жилища. Без этого духа порядок в хозяйстве будет навести очень трудно.
Всякая "домашняя" нечисть, а особенно прямые родичи домовых, обитают по всему миру, но под разными именами и в разных обличиях.
И полезно знать их всех - на случай, если вдруг отправишься погостить за границу.
Чтобы пребывание в чужой стране не омрачилось ссорой с настоящим хозяином жилища - домовым, - прочтите хотя бы про самых известных из иностранных родичей домового.
Европейский домовой - малютка брауни.
Они живут в Англии, встречаются во Франции и западногерманских землях.
Ростом брауни примерно с ребенка лет семи-восьми, одет в какие-то невзрачные коричневые лохмотья, да и лицо не имеет четких очертаний, и что-то в нем обязательно не так - то ли нос не на месте, то ли брови... Точно сказать нельзя, потому что брауни, как правило, прячутся от людей, и увидеть их можно лишь случайно, на какое-то мгновение. А много ли разглядишь за мгновение?
Появляются брауни только по ночам.
Брауни очень дружелюбны, трудолюбивы, активно помогают по хозяйству, могут доделать домашние работы, не законченные за день людьми, и особенно е умение проявляют при варке пива: есть у них какой-то секрет, благодаря которому пиво становится вкуснее и сильнее пьянит.
В награду за труды принято оставлять для брауни мисочку сливок и кусок хлеба, намазанный медом.
Каждому, у кого в доме завелись брауни, следует помнить: брауни невероятно честны и больше всего на свете гордятся своим бескорыстием.
Если предложить им в награду за труды какую - нибудь другую еду, кроме сливок и хлеба с медом, или, не дай Бог, подарить новую одежду взамен коричневых лохмотьев - брауни покинут дом, потому что решат, что их пытаются подкупить.
Домовой, лишившийся дома или хозяев, представляет собой душераздирающее зрелище, а иной раз может стать опасным, если слишком долго продолжается его сиротство.
Вот и брауни: они добры и милы, пока живут под крышей, с добрыми хозяевами, не забывающими угощать их сливками. Но не дай Бог встретиться с брауни, скитающимся по дорогам в поисках нового жилья! Такой брауни может зло подшутить над прохожим, заманить в болото или в чащобу, а то и напасть.
Впрочем, отбиться от брауни легко: для этого достаточно помолиться, зажмурив глаза. Когда глаза откроешь - брауни уже и след простыл.
Но все-таки чаще всего брауни относятся к людям со всем возможным дружелюбием.
Шотландский брауни носит имя трау.
Обычно обитает в горах и лесах, но может жить и в домашних условиях, обладает более "вредным", по сравнению с английским коллегой, характером. Часто бывает очень полезен, по крайней мере, до тех пор, пока жители дома не забудут оставить ему молока, сметаны и выпечки.
Они, как и брауни, обитают в Англии
Вполне возможно, что они приходятся родственниками одновременно симпатичным хоббитам и злобным горным облинам, хотя трудно представить себе, чтобы у столь разных созданиц было хоть что-то общее.
Сами хобгоблины больше, конечно, похожи на хоббитов: они добродушны и очень любят дома, в которых живут, уютную обстановку, тепло очага. Их даже можно иной раз увидеть сидящими возле камина: разнежившись, хобгоблины теряют бдительность и забывают, что им следует прятаться от людей. Впрочем, как они выглядят, никто толком не знает: вроде бы в половинучеловеческого роста, склонн к полноте и покрыты густой темной шерстью.
Как и домовые, хобгоблины помогают людям по хозяйству. Правда, занимаются только исключительно домашними делами в отличие от домовых, которые еще и за скотиной, за птицей приглядывают.
Как уже сказано, хобгоблины очень любят тепло. И обижаются, если в доме, где они поселились, хозяева начинают экономить на отоплении - будь то дрова или электроэнергия.
Обиженные хобгоблины становятся совершенно невыносимыми: молоко в доме словно само собой свертывается, стоит его только принести, тесто или не поднимается, или мгновенно перекисает, одежда быстро снашивается, чисто выметенный пол тут же делается грязным, ключи теряются, заводятся тараканы и моль... В общем, кошмар и беспорядок.
Чтобы умилостивить хобгоблина, следует, естественно, хорошенько натопить в доме и положить в укромный уголок кусочек хлеба или лепешку, щедро намазанную медом.
Обитают в домах у немцев и датчан.
У вигтов мохнатые седые бороды и кустистые брови, нависающие над маленькими глазками, горящими зеленым огнем. Животы у них так толсты, а ноги так тонки, что передвигаться вигты могут не иначе как опираясь на толстый березовый сук.
Впрочем, как и прочая "домашня нечисть", вигты стеснительны и от людей прячутся в темных углах. Редко когда можно приметить серебристое облачко бороды и два зеленых огонька - глаза, вспыхнувшие вдруг в темноте.
Так же, как их русские и английские родственники - домовые и брауни, - вигты с удовольствием занимаются хозяйством, в домах, где они обитают: холят скотину, помогают хозяйке в приготовлении пищи, то есть следят, чтобы ничего не подгорело, могут мусор вымести и даже за детьми присмотреть, чтобы не шалили и не причинили себе какого - нибудь вреда.
Но нрав у вигтов куда как более беспокойный, чем у брауни или домовых, и сами они к баловству склонны, более, чем самые озорные дети.
Расшалившись вигты превращают жизнь в доме в настоящий кошмар.
Будят ночью, по пятнадцать раз сдергивая одеяло со спящего или подталкивая его к самому краю постели, чтобы при малейшем движении он неприменно свалился на пол.
Могут вымазать лицо спящему мукой или золой.
Могут насыпать в сладкую кашу соли, а в суп - сахару.
Могут отворить двери всех сараев и загонов, так что вся живность домашняя выйдет на волю.
Утихомирить шалунов-вигтов можно с помощью угощения или подарка.
Особенно ценят вигты теплые чулки, потому что тонкие их ножки мерзнут в любое время года. Чулки должны быть красными или зелеными - излюбленных цветов нечисти - очень узкими и очень длинными. Положить их следует в подпол, в самый темный угол, и никогда не проверять, забрали ли подарок, а то стеснительные вигты и чулки назад вернут, и еще пуще расшалятся в отместку.
Они являются соперниками и конкурентами вигтов в скандинавских странах.
Томтра( или "томтре", "томте" - кто как произносит их имя) гораздо симпатичнее вигтов: издали они напоминают детишек, хотя вблизи становится заметно, что лица у них старые, морщинистые.
Впрочем, на самом-то деле томтра - невидимки. Но два раза в сутки - в полдень и в полночь - с них спадают чары, и в это время их можно увидеть, если посчастливится, конечно, потому что томтра, как и другая "домашняя нечисть", отличается осторожностью.
Как и вигты, томтра питают пристрастие к красным и зеленым вязанным чулкам и таким же шапочкам, и вообще - томтра одеваются очень тепло, зимой и летом кутаются во множество слоев одежды.
В Швеции считается даже, что один из отличительных признаков томтра - мохнатая шуба, которую они носят круглый год. например, в книге Туве Янссон "Муми - тролль и комета" домовой - это совсем не домовой, а его близский родственник томтра, судя по упомянутой шубе:
"По пути им встретился домовой на велосипеде. Он весь взопрел и раскраснелся ( домовой, видите ли, пожизненно обречен носить на себе свою шубу). Багажник велосипеда был завален саквояжами, на руле болтались узлы и пакеты, а за спиной домовой вез в мешке сына".
Как и другие домовые, томтра помогают людям по хозяйству, заботятся о чистоте и порядке в доме.
А некоторые томтра по- настоящему тревожатся о благостостоянии хозяев дома - вплоть до того, что преподносят людям подарки, подкидывая монетки в остывшую золу очага и подкармливая скотину зерном, принесенным с поля или из чужого амбара.
Чтобы сохранить дружеские отношения с томтра, люди доолжны соблюдать в доме порядок и чистоту, обязательно каждый вечер подметать пол и стирать со столов: томтра не выйдут на ночную работу, если пол в доме грязный, а столы усыпаны крошками от еды.
Еще томтра не выносят шума и криков в доме.
И отчего-то очень не любят, когда люди работают по воскресеньям и в праздничные дни.
У самих томтра тоже есть выходной: это четверг.
В четверг положено угощать томтра горсткой каши, щедро сдобренной масло, и ни в коем случае нельзя прясти: с другой домашней работой томтра еще готовы мириться в свой праздничный денб, но только не с прядением. Почему - никто не знает: пока не доводилось взят у томтра интервью и задать этот вопров.
А вообще, томтра настолько любят праздники, что один из них - Юль-томтра - даже взял на себя во время шведского Рождества роль Деда Мороза и ли Санта Клауса!
Он приезжает на санях, запряженных одной - единственной дряхлой лошаденкой, но со множеством колокольцев на сбруе - и, разумеется, с большим мешком подарков!
Сам Юль - томтра - в огромной шубе и красном колпаке, бородытый и загадочный.
К его приезду неприменно нужно вычистить дом - так, чтобы ни пылинки нигде. \и расчистить от снега все улицы и подъездные дорожки во дворах. И наготовить столько еды, чтобы на целый месяц хватило. Все это делается, чтобы порадовать доброго и щедрого Юль-томтра.
Но еще больше Юль - томтра радуется, если люди перед праздником посылают корзиночки с угощением в приюты и больницы, да еще и вывешивают на дерево особый "рождественский сноп", оставшийся не обмолоченным с осени: угощение для воробьев. Тогда он понимает, что люди в этом доме не только споры в работе, но так же добры и щедры, уву и сам Юль -томтра!
Они исполняют в Прусии роль домовых: карлики - крепыши, сплошь покрытые густой рыжей шерстью, с длинными бородками, которые они тщательно холят и носят закрученными вокруг пояса. Из одежды хайнцели носят только шапочки -колпачки красного или зеленого цветов.
Хайнцели склонны к оборотничеству: могут превратиться в рыжего кота, в рыжую курицу или в какое-то непонятного круглого зверька, вроже ежика или барсука, но тже огено-рыжего.
Как и домовые. брауни или томтра, хайнцели помогают а домашней работе и кхаживают за скотиной, кроме того, следят, чтобы прислуга не воровала и не бездельничала.
Еще хайнцеи иногда предсказывают будущее - так же, как и домовой: стонами, вздохами и смехом, а уж хозяева дома должны сами истолковать их предсказания.
Считается, что хозяйство в доме, где обитает хайнцели, никогда не придет в упадок, на скотину не нападет мор, а людей не постигнет бедность.
В благодарность за работу следует оставлять хайнцели немного молока или сливок в блюдечке на полу.
Хайнцели очень терпеливы, и единственное, чего они совершенно не выносят, - это насмешек над ними.
Стоит неуважительно отозваться о внешности хейнцели или о его работе, - и оскорбленный, он покинет дом...
Но ничего хорошего уход хайнцели не предвещает, ибо уходя, они обязательно проклянут неблагородных оюдей. И с этого момента все в доме будет неладно: беспорядок, бедность, болезни - все худшее, чт тольк можно придумать.
Поэтому хайнцели все-таки лучше не обижаться.
Так зовут испаснского домового.
Изо всех домовых мира трасго- самые миниатюрные: ростом они с ладошку. И настолько подвижны, что людям никак не удается их разглядеть. Разве что краем глаза можно заметить, будто вроде бы пробежало что-то, мелькнул красный колпачок... Чаще можно их услышать: топот быстрых ножек. бормотание тоненьких голосков или тихое хихиканье. Правда, современный человек, услышав все это, подумает, что у него просто расшатались нервы...
Селяться трасго целыми колониями.
Как водится у всех домовых, помогают по хозяйству.
Но если вдруг вздумают пошалить - тогда просто не знают удержу: рассыпают и смешивают крупу, двигают мебель, бьют посуду, прячут вещи, да так, что их не найдешь вовек...
Избавится от баловных трасго очень сложно: они буквально преследуют людей, к которым привязались, и способны кочевать с ними с места на место. при этом они прячутся в уголках мебели, и плошках, в карманах одежды, пользуясь своим маленьким ростом.
Впрочем, если пригласить священника и освятить дом, в нем уже никаких домовые жить не смогут, поскольку, несмотря на все свои полезные качества, домовые все-таки относятся к нечистой силе.
Однако почему-то на протяжении веков люди предпочитали добрососедские отношения с домовым и со всей его обширной родней.
Но все - таки существует еще один представитель "домашней нечисти" , которого люди очень не любят и от которого стараются избавится всеми возможными способами.
Это - жирень.
Не правда ли, забавное и милое название?
И само по себе существо очень забавное. Но вот милым его никак не назовешь!
КАК ОН ВЫГЛЯДИТ?
Внешне жирень выглядит странное: нечто среднее между толстой. ю абсолютно лысой крысой - , правда, без хвоста - и гигантским слизнем.
При этом лицо у жирня человеческое.
А размеров он достигает и вовсе невообразимых, если не прекратить оставлять ему еду.
Костей в теле у жирня нет, поэтому оно колышется и дрожит, будто огромный ком студня. Правда, челюсти и зубы у него есть уж наверняка... Жирень малоподвижен, в основном лежит на одном месте и жует.
Определиь его местонахождение можно по тихому хрусту и причмокиванию - звукам, которые он издает при жевании. Рсобенно внятно слышны эти звуки ночью.
ГДЕ ЖИВЕТ ЖИРЕНЬ? КАК ОТ НЕГО ИЗБАВИТЬСЯ?
Жирни поселяются в домах, где люди относятся к продукта без должной бережливости: неправильно хранят - так, что крупы и хлеб плесневеют, или готовят больше, чем съедают, и много приходится выбрасывать.
Еще они живут в кладовых магазинов и предприятий общепита, хозяева которых не отличаются честностью и обманывают покпателей: обвешивают, продают несвежие продукты.
Чтобы избавитьсяот жирня, нужно изменить отношение к продуктам - храниь их как следует и готовить солько, сколько нужно для насыщения, не оставляя излишков.
А хозяевам столывых и магазинов следует стать честными - всего-то навсего!
Лишившись пищи, жирень принимается таять. И вскоре от него остается только влажное пятнышко на полу в кладовой.
Правда, избавиться от этого пятнышка невозможно: ни отмыть, ни оттереть, ни высушить.
И стоит хозяевам вернуться к своим прежним вредным привычкам: плохо хранить продукты, готовить с избытком, обманывать покупателей, подавать на стол несвежую еду - из влажного пяная снова вырастет жирень!