История владельцев замка семьи Щербатовых, как и история замка таинственна и интересна.
Сказка под названием "Жизнь"
Давным-давно, в 1881 году, в Рузском уезде, на высоком берегу Москвы-реки Петр Самойлович Бойцов, известный и талантливый архитектор, начал возводить замок невиданной красоты. Но делал он это по заказу князя Александра Григорьевича Щербатова. Последний, женившись в 1879 году на Ольге Александровне Строгановой поселилися с женой в селе Васильевском, где в скором времени было построено их имение - помещичий дом Щербатовых. Сегодня его называют просто замком Щербатовых, речь о котором и пойдет в дальнейшей части этой статьи.
История владельцев замка
История владельцев - семьи Щербатовых, как история замка таинственна и интересна. Однако, вся эта таинственность отпадает, как мишура, если подробно изучить эту историю. И тогда становится понятным, что главная "тайна" семьи Щербатовых заключалась в преданности и любови к Отечеству.
Это можно понять, изучив биографию не только самого графа Александра Григорьевича, но и его детей, один из которых старший сын Александр, родился в сентябре 1881 года. Он окончил Морское училище и получил, в 1902 году, звание мичмана. В 1904 году, после начала русско-японской войны, забыв все дела, он отправился на помощь русской армии. И первое, что он сделал - вызвался управлять и охранять специальный поезд, шедший из Севастополя во Владивосток, в вагонах которого находились: динамит, порох и другие боеприпасы для боев.
Свое задание он выполнил, но, находясь во Владивостоке молодой граф не захотел возвратиться домой, при том, что такая возможность у него была. Тогда Александра направили служить на броненосном крейсере "Россия". Подробнее об этом периоде можно узнать из его переписки с будущей женой Софией Васильчиковой.
Что же касается отца семейства, графа Александра Григорьевича, то он также, как и его семья был предан родине. Много путешествуя с женой по миру, он сделал огромный вклад в коневодство нашей страны, привезя 15 арабских лошадей. Он много уделял времени сельскому хозяйству. Именно поэтому его избрали Президентом Императорского общества сельского хозяйства, коим он являлся 13 лет.
Александр Григорьевич Щербатов тщательно изучал уклад русской жизни и общины, в связи с чем им была создана программа улучшения сельского хозяйства, правда, в то время она не была принята. Жена графа Ольга Александровна всегда пыталась улучшить условия проживания крестьян. В следствие чего была открыта школа, устроена лечебница с родильным отделением. Сразу всего и не перечислишь, однако вклад Щербатовых в развитие страны бесконечен, как любой вклад гражданина, любящего свою страну.
Но в 1915 году в этой семье случается два горя - две смерти разницей в 20 дней. Умирает старший сын Александр, в Петербурге, и вскоре его отец Александр Григорьевич.
А дальше февральская революция 1917 года приводит вдову Ольгу Александровну к эмиграции. Через год она уезжает во Францию.
Печальнейшая история семьи, Первая мировая война, разрушающие годы революций, Отечественная война, долгий период богоборства, перестройка, - все это отразилось на замке. И даже не смотря на тяжелые испытания он еще стоит. Пускай в полуразваленном состоянии, но стоит и ждет чуда под названием реконструкция.
Где: Село Васильевское, усадьба Щербатовых находится на Марьинаой горе
Лана Свет "Дом-комод" Усадьба Апраксиных-Трубецких
На улице Покровка в Москве находится немало интересных зданий, но один особняк выделяется среди них своей уникальностью, архитектурными особенностями и историей. Речь идет про знаменитый дом-комод, который является единственным в российской столице строением в барочно-растреллиевском стиле, более привычном для С.-Петербурга.
Строительство здания было завершено в 1766 году. К сожалению, история не сохранила имени архитектора, по некоторым данным, им является Д. Ухтомский. Очевидно, что создатель дома-комода был поклонником архитектурной школы Б. Растрелли. В облике здания четко угадываются барочные черты: обилие лепнины, декора, колонн, стремление придать строению более округлый вид.
Первым владельцем дома-комода был генерал С. Апраксин. В 1772 году он продал здание княжескому роду Трубецких. Аристократическая семья владела строением на протяжении 90 лет. В народе к фамилии князей даже добавили приставку "Комод".
Туристам стоит внимательнее присмотреться к стенам дома. Архитектурная сложность дворца поражает. С помощью системы колонн и выступов зодчему удалось добиться единой композиции: кажется, что здание состоит из одной бесконечной стены, без угловых разрывов.
Дом-комод украшен многочисленными колоннами, пилястрами, барельефами, наличниками и портиками. Строители не поскупились на лепнину: в некоторых местах стены почти полностью покрыты декором.
Внутренние интерьеры здания, к сожалению, не дошли до нас в своем первоначальном виде: обстановку уничтожил сильнейший пожар. Тем не менее, туристам будет интересно увидеть воссозданное убранство великолепных помещений дворца, разнообразие которых поражает: это обширные кабинеты, огромные бальные залы, красивые опочивальни и будуары. В центральном зале обстановка вполне может соперничать с интерьерами Зимнего дворца.
В доме-комоде гостили люди, ставшие цветом и гордостью русской культуры. Достаточно сказать, что здесь неоднократно бывал А. С. Пушкин, посещал князей Трубецких и еще один великий русский поэт Ф. И. Тютчев.
В 1861-ом году материальные трудности вынудили княжескую семью продать свой любимый дом. Здание приобрел Московский университет, разместивший здесь 4-ю мужскую гимназию, ставшую одним из самых знаменитых учебных заведений страны. Выпускниками гимназии являются К. Станиславский, П. Виноградов, С. Морозов, А. Шахматов.
В постреволюционные годы дом-комод стал многоквартирной коммуналкой, офисным центром и студенческим общежитием. В соответствии с политикой "уплотнения", в одну комнату могли заселить 10, а то и 20 человек. После войны жильцы коммуналок съехали в другие районы, а историческое здание было передано НИИ геофизических методов разведки и Дому пионеров Бауманского района, который в свое время посещала будущая поэтесса Б. Ахмадуллина.
В 1960-ом году дом был полностью отреставрирован по чертежам 18-го века. Здание является объектом культурного наследия России.