Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Интересная Москва
Приключения Александра Дюма-отца в России


➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 1

вернуться на 67 стр. списка тем

Лана Свет  
Приключения Александра Дюма-отца в России
Лана Свет
Имя Александра Дюма-отца получило известность в России, когда в Петербурге была впервые поставлена его пьеса "Генрих III". С середины 30-х годов позапрошлого века появились переводы на русский язык повестей и романов Дюма. В любой светской гостиной, любом дворянском особняке можно было встретить романы прославленного писателя.
На сценах русских театров шли его пьесы.

"НЕБЛАГОНАДЕЖНЫЙ" РОМАНИСТ
О популярности своих пьес в России Дюма знал и очень хотел побывать в этой загадочной стране. Когда известный русский актер В. А. Каратыгин, сыгравший роль герцога в драме "Генрих III", приехал в 1845 году в Париж и встретился с Дюма, последний был рад несказанно. Жена Каратыгина ( тоже драматическая актриса) вспоминала: "Он подбежал к нам с возгласом : "Входите же, дорогой Каратыгин!" и кинулся к мужу моему на шею".
Царствовавший в те годы Николай I боялся острого пера французского романиста. И для этого были веские причины. Роман Дюма "Записки учителя фехтования" не мог не вызвать возмущения царя. Еще бы! Там описывалась история русского офицера-декабриста и его жены, последовавшей за своим мужем в сибирскую ссылку. Этот роман был запрещен в России, его читали тайком в оригинале.
Приезд Александра Дюма в Россию оказался возможным при Александре II, как известно, возвратившим декабристов из Сибири. Но и при новом императоре подозрение к французскому романисту у российских властей полностью не исчезло. А к этому времени для Дюма поездка в Россию стала не только желанной, но и насущно необходимой. Дело в том, что он затеял издание во Франции журнала под названием "Монте-Кристо". Для журнала потребовались оригинальные материалы, даже новый литературный жанр. Дюма решил, что таким жанром могут быть описания различных путешествий.


АЛЕКСАНДР ДЮМА "НАПРОКАТ"
Первыми в журнале появились "Путевые впечатления" от поездки самого Дюма по Южной Европе и Алжиру. Поездку по России ускорило знакомство Александра Дюма с графом Григорием Александровичем Кушелевым-Безбородко. Граф был одним из богатейших людей в России. Энергия его била через край, и он хватался то за одно, то за другое дело. Устав от своих бесплодных затей, граф уехал отдыхать за границу, в Париж, где и познакомился с Александром Дюма-отцом и уговорил романиста отправиться в Петербург в качестве его, графа, гостя. Дюма с радостью принял приглашение.
И вот 11июня 1858 года пароходом из Штеттина в компании с художником Жаном Муане и популярным тогда "медиумом" и "вызывателем духов" Юмом писатель отбыл в Петербург. В шутливом напутствии популярный французский литератор Жюль Жанен писал: "Помните, петербургские господа и московские барыни. Помните, что мы даем вам Александра Дюма только напрокат. Мы никак его вам не отдадим совсем. Он наш по всем правам...".
Слава Дюма была настолько широка, его романы настолько популярны в России, что, по выражению И. И. Панаева, "ни один разговор не обходился без имени Дюма, его отыскивали на всех гуляньях, на всех публичных сборищах, за него принимали Бог знает каких господ". Достаточно было шутки ради крикнуть: "Вон Дюма!", и все приходили в волнение, бросались в ту сторону, в которую указывали. "Словом, - заключал Панаев, - г. Дюма был львом настоящей минуты".

ВОСХИЩЕНИЕ ПЕТЕРБУРГОМ
Об интересе к французской знаменитости, часто слишком неумеренном, с сожалением писала литературная критика тех лет. Именно подобострастие к Дюма, проявленное во время его приезда, стало причиной того, что он довольно холодно был принят поэтом Н. А. Некрасовым. А известный карикатурист того времени Н. Степанов это раболепное преклонение перед "великим и кучерявым человеком" едко высмеял в своем альбоме "Знакомые".
Александр Дюма много и систематически работал. Заметки об увиденном в России он регулярно отправлял в редакцию своего журнала "Монте-Кристо". "Мы воображали, - писал журнал Современник, - что г. Дюма, заведя фабрику романов, сложил спокойно руки и беспечно наслаждается жизнью. Какой вздор! Трудно представить себе человека деятельнее и трудоспособнее его".
Гидом Дюма в Петербурге стал писатель Д. В. Григорович. А Петербург прямо-таки очаровал гостя. " Я не знаю, есть ли в мире какой-нибудь вид, который мог бы сравниться по красоте с развернувшейся перед моими глазами панорамой!" - восхищался Александр Дюма, обозревая окрестность с гранитной набережной Невы.
В конце июля он уже был в Москве. Там в загородном увеселительном саду "Эльдорадо" был устроен в честь почетного гостя праздник "Ночь графа Монте-Кристо" с великолепной иллюминацией и фейерверком.

ПОД НЕГЛАСНЫМ НАДЗОРОМ
Дюма не переставал расточать восхищения по адресу русского гостеприимства. В сентябре Дюма добрался до Нижнего Новгорода. Следующей была Казань.
Среди донесений, полученных в те дни шефом жандармерии князем В. А. Долгоруковым, было секретное послание пришедшее из Казани. В депеше начальник казанской жандармерии генерал-лейтенант Львов спешно доносил, что из Нижнего Новгорода к ним прибыл французский писатель Александр Дюма, намеревающийся посетить затем и другие волжские губернии.
" Я дал предписание штаб-офицерам этих губерний, - докладывал Львов, - чтобы они имели за действиями Дюма самое аккуратное секретное наблюдение и о последствиях мне доносили. Имею честь присовокупить, что о пребывании в Казани и выезде из оной г. Дюма я буду иметь честь донести особо Вашему Сиятельству".
Между тем именитый гость продолжал знакомиться с Россией.
В Казани он также провел время интересно и с большой пользой для себя. В один из дней посетил Казанский университет, где был торжественно принят и приглашен на чай ректором университета, членом-корреспондентом Российской Академии наук О. М. Ковалевским.
В окрестности Казани Дюма удалось поохотиться на зайцев, что было его давней мечтой. Специально для этого случая влиятельные новые друзья писателя на целые сутки задержали рейсовый пароход "Нахимов" у пристани, пока всемирно известный романист не утолил свою охотничью страсть.

НЕВИДИМАЯ "ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА"
Дюма продолжал регулярно отправлять в Париж "отчеты" о своем путешествии. И столь же аккуратно шли жандармам в Петербург донесения местных властей о времяпрепровождении, встречах и разговорах необыкновенного гостя. Большой интерес, проявляемый Дюма к темным страницам русской истории, описания их на страницах журнала "Монте-Кристо" были крайне неприятны российскому царю и его окружению. Прервать вояж столь знаменитой персоны никто не решался, но тайный полицейский надзор на всякий случай все же был установлен. Власти как бы передавали писателя из рук в руки. После короткой остановки в Саратове Дюма в середине октября приехал в Астрахань. И опять приглашения, вечера и рауты, подношение "чудес местного производства". Из Астрахани в дорожной карете Александр Дюма отправился на Кавказ. Тамошней экзотики хватило ему на целую книгу, в которой он причудливо смешал реальность и вымысел, историю края и кулинарию горцев. Путешествие французского писателя по России завершилось в Поти на палубе парохода, отплывающего в Константинополь.
"С того момента, как вас узнали или снабдили хорошими рекомендациями, путешествие по России становится одним из самым приятных и дешевых, какие я только знаю", - утверждал на своем опыте Александр Дюма, вспоминая поездку. Он говорил это совершенно искренне. О полицейском же надзоре за собой и о "золотой клетке", в которую столь умело был заключен, великий романист так никогда и не узнал.

Автор: Геннадий Черненко
Журнал: "Тайны ХХ века" 19 май 2008

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩