Люди давно стремились запечатлеть свой образ на живописных полотнах. Итальянские герцоги эпохи Возрождения специально заказывали художникам росписи, изображавшие их самих и приближенных, - они верили, что таким образом останутся в истории. Потомки следовали их примеру, причем чем талантливее художник, тем больше желающих стать его моделями. Но иногда за удовольствие позировать для картины гения приходится платить слишком большую цену...
НА ГРАНИ БЕЗУМИЯ
Из отечественных живописцев самым " убийственным" талантом обладал Илья Ефимович Репин. Взять хотя бы его знаменитую картину "Иван Грозный убивает своего сына Ивана", при взгляде на которую у самого бесстрашного человека ползут по коже мурашки. С полотна так и веет безумием и смертью.
Репин признавался: в начале работы над картиной он убирал холст с глаз долой настолько сильно, воздействовала на художника энергетика композиции. Для каждого из образов - Ивана Грозного и царевича Ивана позировало по нескольку моделей: например, художник В. К. Мен и знаменитый писатель Всеволод Гаршин. Кстати, после одного из таких сеансов Гаршин бросился в пролет лестницы и разбился насмерть. Случайное совпадение? Гаршин был душевнобольным, и время от времени у него случались обострения. Но этот случай далеко не единственный.
Говорят, что Репину долго не удавалась сочившаяся сквозь пальцы Грозного кровь его сына. Но как то раз он увидел на улице женщину, попавшую под карету. Алая кровь, вытекающая из размозжённой головы несчастной, была так дьявольски красива, что художник помчался домой, чтобы скорее перенести увиденное на свою картину. Неудивительно, что после этого полотно стало транслировать зрителям лишь отрицательные эмоции.
САМ ВИНОВАТ!
Художник закончил полотно в 1885 году, и первыми зрителями стали его коллеги: Живописцы Крамской, Шишкин и Брюллов. Картина произвела тяжелое, гнетущее впечатление. После этого "Иван Грозный" был выставлен в Санкт Петербурге и вызвал у зрителей такую же реакцию. Великий князь Владимир Александрович, президент Академии художеств, предупреждал жену: " Не пугайтесь, подготовьтесь, сейчас вы увидите эту страшную картину" - таким "ярким" был первый эффект от просмотра. А в Москве поначалу " Ивана Грозного" запретили выставлять указом императора Александра III. Лишь много позже монарх смилостивился, настоятельно рекомендуя женщинам и детям от просмотра этой картины воздержаться.
В конце концов на дьявольскую картину было совершено покушение в начале ХХ века студент Балашов набросился на "Ивана Грозного" с ножом. По решению суда вандал был признан невменяемым. А поэт Максимилиан Волошин, произнесший на слушании дела речь, был уверен: Репин вложил в картину столь мощный отрицательный энергетический заряд, что полотно само провоцирует людей на агрессию, пробуждая в них темные эмоции. Выходит, художник сам виноват в том, что его творение пытались уничтожить.
Но вернемся к судьбе моделей художника. Всеволод Гаршин стал не единственной жертвой рокового таланта Репина. Хирург Николай Пирогов и композитор Модест Мусоргский умерли буквально на следующий день после того, как художник закончил их портреты. Та же участь постигла премьер министра Александра Столыпина: как только портрет был написан, на государственного мужа было совершено покушение, и он погиб.
Отошел в иной мир после сеанса позирования писатель Алексей Писемский. Работу над портретом Федора Тютчева Репин даже не начал поэт заболел и умер, как только художник изъявил желание взяться за его изображение.
Лана Свет Владимир Боровиковский и Константин Сомов
Чахотка буквально за месяц погубила единственную любовь художника Константина Сомова художницу Елизавету Мартынову. А все потому, что она согласилась позировать Сомову для его полотна " Дама в голубом". Та же участь постигла и М. И. Лопухину, портрет которой написал Владимир Боровиковский. Правда, она умерла не столь быстро, как Мартынова спустя три года после написания портрета.
Выходит, работать с гениальными художниками опасно. И тому есть множество примеров.
Полотно Валентина Серова " Девочка с персиками" известно всем, однако мало кто знает, что юная модель, позировавшая художнику, умерла вскоре после окончания работы от неизвестной болезни.
Роковая сила искусства продолжает действовать и сегодня.
Например, Нина Виноградова Бенуа, жена популярного художника Ильи Глазунова, многократно позировавшая ему для картин, внезапно покончила с собой, выбросившись из окна.
А юная дочка художника Александра Шилова, Машенька, скончалась от неизлечимой болезни в 16 лет. Злые языки поговаривают, будто слишком уж часто она позировала своему отцу...
Художник Василий Перов задумал картину о тяжелой крестьянской доле. Она должна была назваться "Тройка": три оборванных ребенка тащат на себе тяжелую бочку с водой пронзительно жалостное зрелище! Перов горел желанием взяться за работу, но никак не мог отыскать натурщика для главного образа...
Наконец, в толпе людей, возвращавшихся с богомолья, Перов заметил мальчика, который идеально подходил на роль модели. Он попросил Васю ( так звали ребенка) позировать, но мать мальчика неожиданно воспротивилась. Ведь, по мнению крестьян, если запечатлеть черты человека на портрете, с ним самим непременно случиться какая нибудь беда...
Оказалось, что мать мальчика уже похоронила мужа и детей и Вася единственная радость, оставшаяся у нее в жизни. Перов долго уговаривал женщину, и в конце концов та согласилась. Полотно, для которого позировал Вася, получилось таким сильным, что его тут же купил для своей галереи меценат Третьяков.
Как то раз в квартиру художника постучали : на пороге стояла мать Васи. Она рассказала Перову, что вскоре после того, как мальчик закончил позировать для картины, он заболел оспой и умер. Крестьянка слезно просила живописца отвезти ее туда, где находится картина, дать в последний раз взглянуть на любимого сына. Тот отвез ее в Третьяковку. Дальнейшее мы знаем со слов самого Перова он рассказал об этом случае в письме к своему другу:
"Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: "Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик то твой выбитый!" - с этими словами, как трава. Подрезанная взмахом косца, повалилась на пол.
Предупредив человека, чтобы он оставил в покое старушку, я пошел наверх к хозяину и, пробывши там около часу, вернулся вниз посмотреть, что там происходит. Старушка стояла на коленях и молилась на картину. Она молилась горячо и сосредоточено на изображение ее дорогого и незабвенного сына".
После этого Василий Перов специально написал для крестьянки портрет ее сына. Она повесила его у себя в избе в красный угол и молилась на него, словно на икону.