Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Интересная Москва
Прерванный полет


➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 1

вернуться на 70 стр. списка тем

Лана Свет  
Прерванный полет
Лана Свет
Вооруженное противостояние США и СССР во второй половине ХХ века вошло в историю под названием "холодная война". Ключевую роль в этой "войне" играла разведка. Советы делали ставку на агентурные данные, Штаты на аэрофотосъемку советской территории с самолетов шпионов.

ЧУДО-САМОЛЕТ
Специально для этих целей компания "Лонхид" в середине 50-х годов разработала уникальный самолет, получивший название U -2. Фактически, это был большой планер, способный с помощью реактивного двигателя долгие часы парить на недосягаемой для советских истребителей высоте. С завидной регулярностью U -2 стали появляться над территорией СССР. Все протесты Москвы, ввиду отсутствия материальных доказательств нарушения советской границы, оставлялись без внимания. В США были осведомлены, что русские уже ставят на вооружение зенитные ракетные комплексы (ЗРК), но не знали их возможностей. Так что президент Дуайт Эйзенхауэр без малейших сомнений лично подписал в апреле 1960 года приказ об очередном сверхсекретном вояже U -2. Пилот Фрэнсис Генри Пауэрс получил следующий маршрут: вылет из Пакистана Таджикистан Узбекистан Казахстан-Южный Урал до Свердловска поворот на Киров затем Белое море восточная часть Кольского полуострова- посадка в Норвегии. 1 мая операция "Оверлайт" ( "Перелет") вступила в фазу исполнения.

"К ТАРАНУ ГОТОВ!"
К этому времени в СССР уже встали на боевое дежурство ЗРК типа С-75 и самолеты перехватчики Су-9, способные набирать высоту выше 20 тысяч метров. Самолет Пауэрса пересек государственную границу в 5 ч 35 мин. 1 мая. В это время на аэродроме под Свердловском на Миг-19 боевое дежурство несли капитан Айвазян и старший лейтенант Сафронов.
После обнаружения самолета-нарушителя вылет на перехват противника задержали на 1ч 8 мин. Дело в том, что на аэродроме случайно оказался самолет Су-9, который капитан Минтюков перегонял с завода в часть. Машина к бою была не готова. Тем не менее, командующий авиацией ПВО маршал авиации Евгений Савицкий приказал Су-9 взлететь и таранить U -2. Капитан Минтюков на приказ ответил: "К тарану готов. Единственная просьба, не забыть семью и мать". В полете обнаружилось, что скорость Су-9 вчетверо превосходила скорость U -2, поэтому он цель просто проскакивал. Когда же Минтюков все же пристроился к U -2, то получил приказ: "Уходи из зоны, ты под прицелом ЗРК!". Первым из ракетчиков огонь по самолету-нарушителю открыл дивизион капитана Николая Шелудько. Однако U -2 вышел из зоны огня раньше, чем ракеты успели его настигнуть.
В 8 ч 43 мин. Последовал приказ поднять в воздух два Миг-19. Но об этом не доложили на главный командный пункт, где в течение 10 минут не знали, что истребители в воздухе. Летчик одного из Миг -19 так вспоминал об этих минутах: "Взлетели. Самолет-разведчик над нами, но где? Кручу головой вокруг никого. В те секунды заметил взрыв и пять уходящих к земле точек. Эх, угадать бы тогда, что это был разваливающийся U -2. Самолет противника мы, разумеется не обнаружили. Ну а если бы он продолжил полет, и мы увидели его? На высоту 20 тысяч метров ( потолок у Мига на 2-3 км ниже) за счет динамической горки поднялся бы. Правда, на мгновение наверху увидеть самолет, прицелиться и открыть огонь один шанс из тысячи. Однако и его мы попытались бы использовать".

U -2 СБИТ!
В 8 ч 53 мин. На станции наведения ЗРК обнаружили два Мига019. Истребителям последовал приказ следовать на высоте 11 тысяч метров в сторону огня зенитных ракет. И после этого о них забыли. Когда не управляемые с земли истребители возвращались на аэродром, ракетный дивизион из-за неисправности аппаратуры опознавания принял их за самолет противника и сбил Миг-19 пилотируемый старшим лейтенантом С. П. Сафроновым.
Перед Пауэрсом уже лежал Свердловск. Он включил фотоаппараты и повернул на 90 градусов к юго-восточной границе города. К этому времени было преодолено более половины маршрута. В 8 ч 53 мин. Позади самолета взорвалась ракета, ее осколки пробили хвостовое оперение и крылья, но не затронули кабину пилота. Машина клюнула носом. Крылья оторвались. Хвостом вперед изуродованный фюзеляж штопором шел к земле. Пауэрсу удалось выбраться из падающей машины и воспользоваться парашютом. А за секунды до этого командир соседнего ракетного дивизиона капитан Шелудько получил приказ обстрелять U -2 еще раз требовалась гарантия поражения. Ракеты прошлись уже по обломкам самолета.
В это время на трибуне Мавзолея нервничал председатель Совета министров СССР Н. С. Хрущев. Ранним утром ему сообщили : иностранный самолет пересек на юге государственную границу и на большой высоте идет к Уралу? С какой целью запущен и кем? Есть ли на борту атомное оружие? На эти вопросы ответа не было. Приняли решение пресечь полет! Никита Сергеевич подозвал находившегося на трибуне маршала Советского Союза Бирюзова и распорядился: " Сергей, узнай, как дела..." Затем тот, кто внимательно наблюдал за трибуной, мог заметить, как Хрущев тряс руку одному из военачальников за радостную весть, что самолет сбит. Военные сделали свое дело, и советский лидер стал готовиться к большой политической игре...

ПОЧЕМУ НЕ ПОВЕСИЛИ ПАУЭРСА?
Открытый судебный процесс по делу Пауэрса начался 17 августа 1960 года в Колонном зале Дома союзов. Шпионский полет более чем возмутил Хрущева. Узнав, что американский летчик захвачен, он в гневе закричал: "Повесить!". Понятно, что это было сказано, что называется, в сердцах. Жестоко карать несвойственно Никите Сергеевичу, да это было и не в его силах судебный процесс проходил открыто. На нем присутствовали родные Пауэрса.
Следственные материалы по делу заняли 8 томов по 350-400 страниц каждый. С американским пилотом работали пять следователей. Пауэрс ожидал, что на допросах будут применять физическое воздействие. Но все расследование по его делу велось при строжайшем соблюдении норм уголовно- процессуального законодательства.
Процессу над Пауэрсом придавалось политическое значение, это был суд не только над конкретным человеком, но и над тогдашней политикой США. В то же время мера назначенного наказания должна была продемонстрировать гуманность советского правосудия. Фрэнсис Пауэрс полностью признал свою вину. 19 августа он был приговорен к 10 годам лишения свободы.

КОНЕЦ ВОЗДУШНОГО ШПИОНА
Первые три года Пауэрс должен был отбывать во Владимирской тюрьме. Сначала он сидел один, затем по его просьбе к нему подсадили заключенного, знавшего английский язык. 10 февраля 1962 года на мосту Глиникер-Брюжке соединяющем столицу ГДР с Западным Берлином близ Потсдама, советская сторона обменяла Пауэрса на советского разведчика Рудольфа Абеля, осужденного в 1957 году к 30 годам каторжной тюрьмы.
После возвращения в США пилота подвергли тщательному допросу в следственной комиссии. Он был полностью реабилитирован. Видимо, в ЦРУ посчитали, что в противном случае возникли бы трудности с набором новых специалистов в разведывательное ведомство.
В октябре 1962 года Пауэрс подал рапорт об освобождении его от работы в ЦРУ и перешел в фирму "Лонхид" летчиком-испытателем самолетов U -2. В 1970 году после того как он написал книгу о своем полете в СССР, вызвавшую недовольство у руководителей разведки США, из фирмы его уволили. Не имея возможности получить работу в американской гражданской авиации, Пауэрс нанялся пилотом в телерадиокомпанию в Лос-Анджелесе и погиб, когда разбился его вертолет. Сообщение об этом появилось в американской печати 2 августа 1977 года.
В целом можно сказать, что операция "Оверлайт" провалилась. Больше посылать в пределы СССР "самолеты невидимки" американское руководство не отважилось.

Автор: Андрей Союстов
Журнал: "Тайны ХХ века" 22 июнь 2008

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩