Началом правления династии Романовых считается избрание в 1913 году Земским собором на вакантный тогда царский трон самого младшего представителя рода Захарьиных-Романовых 16-летнего Михаила Федоровича. Но почему так случилось? И как вышло, что новую династию основал представитель в общем-то далеко не самого знатного боярского рода России?
Все историки единодушно считают, что в начале царствия Михаила Федоровича Романова фактически правил страной его отец, патриарх Филарет. Но монашеский клобук он носил не всегда. Было время, когда Федор Никитич Романов считался первым в Москве щеголем и претендовал на звание законодателя местной моды. К тому же он, будучи кузеном царя Федора Иоанновича, после его смерти был недоволен тем, что шапку Мономаха получил не он, а Борис Годунов.
ПОСТРИЖЕН НАСИЛЬНО
Боярин Федор Никитич вместе со своими братьями начал плести интриги против нового царя. Но тогдашние спецслужбы сработали четко. Царю Борису доложили о происках братьев Романовых. Их обвинили в тягчайшем государственном преступлении покушении на жизнь царя. Наказание за это было лишь одно смертная казнь. Борис Годунов не был таким уж душегубом, как позднее о нем стали рассказывать. Он решил обойтись без кровопролития. Федора Романова постригли в монахи и сослали в отдаленный северный монастырь. Младших же его братьев отправили в ссылку. В монастыре свежеиспеченный инок, брат Филарет, меньше всего думал о спасении своей многогрешной души с помощью молитв. Вот отрывок из жалобы на него настоятеля монастыря: "А живет-де старец Филарет бесчинством не по монашескому чину: всегда смеется неведомо чему и говорит про мирское житье, про птицы ловчия и про собаки, как он в мире жил, а к старцам жесток, и старцы приходят к нему, Богдану, на того старца Филарета всегда с жалобой, что лает их и бить хочет". Одна маленькая деталь. По самой распространенной версии, Лжедмитрий Iсумевший-таки дорваться до царского престола, был беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым. А кем он был в миру? А был он, как писал будущий царь Василий Шуйский, "в холопех у бояр Микитиных, детей Романовича, и у князя Бориса Черкасова, и заворовався, постригся в чернцы".
Вот такая это была веселая семейка. В ней и вырос будущий царь Михаил Романов.
"ТУШИНСКИЙ ПАТРИАРХ"
В 1605 году, когда Лжедмитрий I ( Гришка Отрепьев холоп Романовых?) пришел к власти, самозванец снял опалу с Романовых. А развеселый монах Филарет стал... митрополитом Ростовским, одним махом перепрыгнув через десять промежуточных ступеней.
После свержения Лжедмитрия в мае 1606 года на царствие "был выкрикнут" истинный Рюрикович, боярин Василий Шуйский. Правда, царь из него оказался никудышный. Впрочем, Василий Иванович имел большой опыт дворцовых интриг. Чтобы "оттереть" митрополита Филарета от вакантного чина патриарха, он отправил его в Углич за останками царевича Дмитрия. Пока Филарет отсутствовал, патриархом избрали митрополита Казанского Гермогена, настоящего патриота, позднее замученного в плену поляками.
Филарет решил сменить хозяина и резво перебежал в лагерь Лжедмитрия II, известного также как "Тушинский вор". Самозванец предложил Филарету чин патриарха. Естественно, не даром. Завожделенный патриарший куколь Филарет отдал Лжедмитрию посох митрополита, украшенный золотом и драгоценными камнями. Свежеиспеченный патриарх тут же отслужил молебен во здравие "великого государя Дмитрия Ивановича и его благоверной супруги Марины Юрьевны ( Мнишек)" Позднее "тушинский патриарх" Филарет был послан Лжедмитрием II послом в Польшу к королю Сигизмунду для того, чтобы пригласить на русский престол королевича Владислава. Об этом пикантном эпизоде из жизни одного из основателей династии Романовых сегодня почему-то не вспоминают. Ну а сын Филарета, юный Михаил Федорович, оказался в Кремле вместе с поляками, "воровскими казаками" и семьями русских коллаборационистов, осажденными войском, приведенным в Москву Мининым и Пожарским. Там он просидел всю осаду. Чудом оставшись в живых. Ведь голодные поляки дошли до каннибализма, поедая трупы своих умерших однополчан. Могли они покуситься и на Михаила Романова. А отец будущего царя в польском плену жил вполне комфортно. Посланец вновь избранного царя Михаила Романова сына Филарета Афанасий Желябужский писал в своем отчете о поездке в Варшаву, что он встретил "тушинского патриарха" не в тюрьме, а во дворце литовского гетмана Льва Сапеги. Во время переговоров Филарет заявил, что в Москву возвращаться не хочет и московским патриархом тоже быть не желает. И только тогда, когда в Европе началась кровопролитная Тридцатилетняя война, Филарет сбежал в Москву из Польши, превратившейся в поле сражения.
Автор: Игорь Васильев
Журнал: "Загадки истории" 9 - 2013