В конце 1980- х годов на улицах Москвы стали находить молодых девушек, по большей части несовершеннолетних, с явными следами изнасилования. Однако где и при каких обстоятельствах они стали жертвами маньяка, ни одна из пострадавших вспомнить не могла: последние несколько часов или даже дней словно вычеркнули из их жизни.
НА "КИНОПРОБАХ" У МАНЬЯКА
Милиционеры быстро догадались, что такая забывчивость обусловлена тем, что девушки находились под воздействием психотропных препаратов, которые им давал преступник. Общий почерк и примерно одинаковый возраст пострадавших говорили о том, что в столице СССР появился очередной сексуальный маньяк.
Число жертв росло, а нормальных улик, которые позволили бы выйти на след насильника все не было. Из расплывчатых рассказов потерпевших следователи по крупинкам извлекали информацию. Общим мотивом в показаниях была история о некоем режиссере с "Мосфильма", подходившим прямо на улице с предложением поучаствовать в кинопробах. Со временем из отрывочных воспоминаний о внешности этого человека удалось составить примерный фоторобот, с которым следователи направились на киностудию. Однако, перерыв в отделе кадров все личные дела, не нашли никого подходящего под описание. Стало ясно, что причастность к миру искусства была для преступника лишь своеобразным манком, с помощью которого он завлекал девушек в свои сети.
Милиция пыталась организовать ловлю маньяка на "живца". Множество сотрудниц, нарядившись в свои лучшие платья, целыми днями ходили около магазинов "Детский мир", "Петровский пассаж", на Кузнецком мосту и по Пушкинской улице там, где находили беспамятных жертв насильника. Изображая скучающих простушек, они надеялись привлечь к себе внимание преступника. Но тщетно: в расставленные силки никто так и не угодил.
Наконец удача улыбнулась следователям. Организм очередной девушки, побывавшей в лапах извращенца, оказался чуть более устойчив к воздействию психотропных препаратов, и она смогла, пусть и не без труда, примерно указать улицу и дом, в котором проходили "кинопробы". Установленное наружное наблюдение скоро подтвердило: здесь и впрямь проживает мужчина, похожий на составленный фоторобот.
Однако улик, которые давали основание для задержания, все еще не хватало. Слежку решили продолжить, и вскоре милиционеры получили то, что хотели. Преступника арестовали прямо на улице у здания Большого театра, пока он охмурял очередную жертву. Подойдя к маньяку сзади, стражи порядка окликнули его: "Режиссер, приехали!" Попытавшись сбежать, негодяй выдал себя с головой. Сыщики скрутили насильника, защелкнув на его запястьях браслеты наручников.
По дороге в отделение милиции арестованный неожиданно обратился к стражам порядка, заявив, что готов признаться в совершенных им убийствах. Следователи оказались немало удивлены подобной откровенностью: обычно подозреваемые отпирались до последнего, не признавая столь тяжкие преступления а здесь все было наоборот. Ко всему прочему, милиционеры даже не догадывались, что руки насильника обагрены кровью. Причина такой откровенности выяснилась позднее: оказалось, преступник не хотел попасть в камеру к другим заключенным, среди которых за все совершенное его ждала бы незавидная участь. Лучше уж по его мнению был расстрел.
Уже на следующий день после ареста маньяк привел следователей на место, где убил одну из жертв. Тогда же он начал во всех подробностях рассказывать свою историю.
ИСТОКИ ЗЛА
Арестованного звали Валерий Асратян. Родился в 1958 году, в Ереване. В отличии от многих маньяков, в его биографии не было места истории о трудном детстве, неблагополучной семье, притеснении со стороны сверстников. Родители будущего преступника были порядочными, интеллигентными людьми, довольно состоятельными по советским меркам. С детства они окружали сына заботой и любовью. Изгоем он тоже никогда не был, легко заводил друзей и приятелей.
Единственная странность, которая наблюдалась за мальчиком, - уж очень рано возникший интерес к противоположному полу. Еще воспитатели детского сада сообщали родителям, что Валера любит уединяться с девочками и, как он это называл, "играть в больницу". Беря роль доктора на себя, он раздевал "пациенток", осматривал их, трогал - в том числе за половые органы. Неоднократно Асратяна ловили на подглядывании в женской раздевалке. Впоследствии он признался, что любил ездить в переполненном автобусе, где как бы случайно ощупывал зажатых в толчее женщин. Его ругали впрочем, не то чтобы сильно. Пускай поступки и выходили за рамки приличия, но на тот момент их можно было списать на издержки постепенно взрослеющего мальчика.
Вступив в подростковый возраст, Валерий не преминул воспользоваться возможностью перевести свой давний интерес к противоположному полу на новый уровень. Первый сексуальный опыт он получил в возрасте 13 лет, причем с партнершей, которая была на 15 лет старше. С четырнадцатилетнего возраста Асратян начал регулярно встречаться с девушками и женщинами: одноклассницами, соседками по дому, спортсменками, занимавшимися с ним в одном бассейне. Ему без труда удавалось устанавливать контакт с представительницами прекрасного пола: не обделенный интеллектом, темпераментный подросток имел хорошо подвешенный язык, чувство юмора, а главное был уверен в себе, что неизменно производило благостное впечатление.
Находить общий язык с людьми помогало и увлечение психологией, которое охватило Валерия в старших классах. Оно оказалось столь устойчивым, что после окончания школы Асратян успешно поступил в Армянский государственный педагогический институт на специальность " дошкольная психология и педагогика". Во время учебы в вузе за ним окончательно закрепляется слава местного казановы, менявшего партнерш как перчатки на зависть остальным парням.
Но самого Валерия это уже не устраивало. Он стал замечать, что взрослые женщины и сверстницы постепенно становятся все менее привлекательными в его глазах. В отличии от несовершеннолетних. На фоне все большего увлечения девочками подростками Асратяну попал в руки роман Владимира Набокова "Лолита". Прочитав его, Валерий стал отождествлять себя с героем книги Гумбертом, взрослым мужчиной, увлекшимся двенадцатилетней девочкой. Образ самой Лолиты стал для него идеалом.
Справедливости ради надо сказать, что Асратян понимал к чему могут привести такие мысли, и пытался избавиться от навязчивых фантазий. После института Валерий некоторое время работал педагогом воспитателем в школе интернате для детей, страдающих полиомиелитом и детским церебральным параличом. Почувствовав, что к некоторым воспитанницам у него начинает появляться интерес, выходящий за рамки профессионального, Асратян спешно уволился и в 1981 году уехал в Москву, где вскоре женился на уроженке столицы. Но было поздно. Болезненная страсть все усиливалась, и справиться с ней не удавалось. Будущий серийный маньяк перешел к действиям: дважды, в 1982 и 1985 годах, его судили за совершение развратных действий в отношении малолетних.
Выйдя из тюрьмы в 1988 году, Валерий вернулся в Москву. Поскольку жена выгнала его из дома и подала на развод, он начал искать новое пристанище. Его обаятельному армянину предоставила кассирша одного из магазинов Марина Агаева. Она стала сожительствовать с ним... Как и ее четырнадцатилетняя дочь Татьяна. Периодически все трое устраивали оргии. Одновременно с этим в голове Валерия возникла мысль о том, как подыскивать себе новые объекты для удовлетворения похоти. Уговорами и угрозами заставив сожительниц помогать ему в задуманном, Асратян начал карьеру "режиссера".
НАСИЛЬНИК НА ОХОТЕ
Маньяк действовал по заранее спланированной схеме. Сделав себе фальшивое удостоверение кинорежиссера на имя Святослава Чаплыгина, он знакомился со своими жертвами в центре Москвы, чаще всего -у "Детского мира", где было особенно много молодых, наивных и просто хорошеньких девушек. Предпочитал приезжих меньше было шансов, что их хватятся. Он был весьма разборчив, выбирая наиболее опрятных и хорошо одетых. Как впоследствии выяснилось, ни одна из девушек, попавших в сети "режиссера", не имела негативной характеристики одни положительные отклики из школ и институтов.
Применяя все свои врожденные таланты обольстителя и приобретенные знания в области человеческой психологии, преступник подходил к приглянувшейся даме и представлялся режиссером с "Мосфильма". Продолжая психологическую обработку, он восхищенно говорил о том, что внешность девушки подходит под типаж для нового фильма, обещал гонорары, заграничные командировки в Венецию, Париж или Берлин. Иногда Валерий брал с собой на охоту сожительницу, справедливо считая, что присутствие женщины усыпит бдительность девушек.
Надо понимать, что это было за время: конец 1980-х годов, Советский Союз в состоянии тяжелого кризиса. Жизнь становится все труднее особенно для молодежи. В таких условиях перспектива заполучить работу мечты воспринималась как манна небесная. Даже самые осторожные и осмотрительные не могли не поддаться сладкоголосым речам Асратяна и соглашались поехать на квартиру "ассистентки режиссера" , Марины Агаевой.
Первое преступление было совершено в феврале 1988 года. Оказавшись в квартире, пока соучастница преступника якобы готовила аппаратуру и свет для съемок, "режиссер" предлагал будущей звезде экрана выпить чашечку чая или кофе, в которую подсыпал смесь сильнодействующих психотропных препарата. Чаще других он использовал нейролептики, транквилизаторы, седативные препараты, антидепрессанты, комбинируя их в разных сочетаниях и дозах. Лекарства для злоумышленника приобретала Агаева, покупавшая их в аптеке по рецептам, выписанным дочери, страдавшей психическим расстройством.
Опустошив чашку с напитком, жертва впадала в полубессознательное состояние и попадала в руки к маньяку. Одни девушки были беспомощны несколько часов, другие по три четыре дня. Все это время Асратян насиловал несчастных, используя их для утех в любой удобный для себя момент.
Валерий обворовывал своих жертв, снимая с них украшения, наиболее дорогие вещи. Продав их, на вырученные деньги покупал реквизит, необходимый для пускания пыли в глаза новым девушкам. Требовалось шампанское, чай, кофе, одежда, в которой преступник выглядел бы респектабельным режиссером, - и, конечно же, новые лекарственные препараты. Вдоволь натешившись, Асратян переодевал беспомощных пленниц в обноски и, скормив на прощание ударную дозу седативных средств, окольными путями выводил из дома.
Чем дальше, тем больше росли аппетиты маньяка. Милиционеры, допрашивавшие его, порой не могли скрыть отвращение, узнавая подробности игрищ извращенца. Счет изнасилованиям шел уже на десятки, когда Валерий решил для себя, что просто выпроваживать жертв недостаточно. Очередной девушке, угодившей в его лапы, он скармливает смертельную дозу снотворного, перед тем как посадить на электричку. Таким способом он пытается разделаться с шестью подростками, но, по счастью, пятеро из них выживают: слишком большая дозы лекарства вызвала рвотный рефлекс, благодаря которому большая часть отравы выходила из организма. Некоторое время несчастные пребывали между жизнью и смертью, но в конце концов врачам удавалось спасти их. Меньше всего повезло двум девушкам, с которыми негодяй расправился иначе: одну зарезал, другую утопил в ванной.
На момент ареста в уголовном деле, заведенном на "режиссера", находилось семнадцать эпизодов изнасилования и три убийства, совершенные в период с 1988 по 1990 год. Однако это были лишь те случаи, когда о насилии заявляли в милицию. На деле пострадавших наверняка было гораздо больше: практика показывает, что многие женщины, ставшие жертвами сексуальных преступлений, стыдятся в этом признаться.
Суд приговорил Асратяна к высшей мере наказания. Марину Агаеву за соучастие приговорили к заключению, серьезно сократив, однако, срок: адвокатам удалось доказать, что она действовала по принуждению сожителя. Приговор насильнику привели в исполнение уже после распада СССР, в 1992 году.
Автор: Илья Никулин
Журнал: Запретная история 14(57) 2018