Место: Дом-музей Марины Цветаевой (Борисоглебский переулок, дом 6, строение 1)
Игорь Северянин попадает в компьютерную игру, чиновник из стихотворения Саши Черного меняет лица, Дмитрий Пригов назначает Пушкина генсеком. "От руки" - это серия книжек-зинов, посвященных отечественной поэзии: молодые художники рисуют иллюстрации к любимым стихотворениям или рисуют по ним комиксы. Одно стихотворение - один зин. Стараниями куратора Ромы Либерова одноименная выставка уже второй раз проходит в Доме-музее Марины Цветаевой. В 2017 году можно было увидеть иллюстрации к стихотворениям из выпусков 118, сейчас - из выпусков 1931.
""Меер Айзенштадт. К синтезу 1930-х"
Даты: до 3 февраля
Место: галерея "На Шаболовке" (улица Серпуховский Вал, дом 24, корпус 2)
Имя скульптора и графика Меера Айзенштадта, в 1920-е учившегося во ВХУТЕМАСе у Веры Мухиной, известно не каждому. Выставка в галерее "На Шаболовке" - вторая в истории его персональная ретроспектива. Между тем тонкие ироничные работы Айзенштадта дают совершенно новое представление о советской скульптуре: индустриальный дух первых десятилетий Советской России встречается в них с европейской готикой, традицией Античности и Северного Возрождения.
""Пионеры американского модернизма. Эзра Столлер"
Даты: до 3 февраля
Место: Центр фотографии имени братьев Люмьер (Болотная набережная, дом 3, строение 1)
От небоскребов Манхэттена до Музея Соломона Гуггенхайма - в объектив Эзры Столлера, одного из самых влиятельных архитектурных фотографов США ХХ века, попали, кажется, все ключевые модернистские постройки страны. Сорок лет, с 1930-х по 1970-е, он фиксировал историю развития архитектурной мысли в своей стране. Основатель "Баухауса" Людвиг Мис ван дер Роэ и его выпускник Марсель Брейер, легенда французского функционализма Ле Корбюзье, бруталист Пол Рудольф, Луис Кан, Фрэн Ллойд Райт - именно Столлер создал канонические фотографии их ключевых американских проектов.
""Джаджурская девушка" Анаит Кикинян
Даты: до 3 февраля
Место: Музей русского лубка и наивного искусства (Союзный проспект, дом 15а)
Анаит Кикинян - одна из самых загадочных художниц Армении. После школы она поступила в ЗНУИ (Заочный народный университет искусств), откуда вышли многие выдающиеся мастера наивной живописи СССР и России. Здесь открылся ее самобытный талант, который развивал, стараясь не навредить излишним академизмом, ее педагог художник Евгений Золотарев. Почти все картины Анаит Кикинян датированы серединой и концом 1980-х. 7 декабря 1988 года в армянском городе Спитаке, где она жила, произошло крупное землетрясение. Дальнейшие сведения о Кикинян обрывочны - известно только, что она лечилась со своим ребенком в Ленинграде. Остались лишь картины, написанные в годы учебы в ЗНУИ, - нежные, яркие и добрые.
"Пикассо Хохлова"
Даты: до 3 февраля
Место: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (улица Волхонка, дом 12)
История любви испанского художника и русской балерины в фотографиях, письмах и, конечно, картинах. Пикассо и Хохлова познакомились в Риме в 1917 году во время работы над "Парадом" для "Русских сезонов" Сергея Дягилева. Она стала его женой и музой. С появлением Ольги в творчестве Пабло начался новый, неоклассический период. От авангардных исканий она увлекла его к строгому порядку. Впрочем, довольно скоро он вернулся к буйству - и в искусстве, и в личной жизни. Окончательно супруги расстались в 1935 году, но официально оставались мужем и женой до самой смерти Ольги Пикассо.