Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Интересная Москва
Горькая судьба "Максима Горького"


➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 1

вернуться на 93 стр. списка тем

Анонимка [1]  
Горькая судьба "Максима Горького"
Анонимка
Самолет-гигант АНТ-20 "Максим Горький" проектировался в конструкторском бюро А. Н. Туполева. Постройка воздушного корабля шла быстро.
Началась она 4 июля 1933 года, а в апреле следующего года (девять месяцев спустя) самолет вывезли на аэродром.
17 июня 1934 года летчик Михаил Громов уже совершил на нем первый пробный полет.

ВОСЬМИМОТОРНЫЙ ГИГАНТ

В то время это был самый большой "сухопутный" самолет ( гидропланы, садящиеся на воду, бывали и покрупнее). Размеры его поражали. Он имел размах крыльев 63 метра и фюзеляж длиной более 30 метров. Полетный вес гиганта составлял 42тонный, скорость 240 километров в час. Крылья в корневой части были такими толстыми, что в них свободно разместились каюты и служебные помещения.
Но более всего удивляло оборудование самолета и комфорт. На его борту имелись салон для пресс-конференций, ресторан, радио и киноустановки, типография, печатавшая бортовую газету и тысячи листовок, АТС внутренней связи. Для пассажиров были предусмотрены мягкие кресла и спальные места. "Максим Горький" рассчитывался на перевозку рекордного числа пассажиров 72 человек!
Командиром корабля был назначен летчик испытатель ЦАГИ
(Центрального аэродинамического института) Николай Журов. Как ни странно, сдаточный полет решили совместить с "катанием" сотрудников ОКБ Туполева и ударников завода ЦАГИ, особо отличившихся при строительстве гиганта.
Накануне полета летчик ЦАГИ В. В. Рыбушкин и кинооператор Щекутьев получили задание сопровождать "Максима" на двухместном самолете Р-5 и произвести киносъемку. А для того, чтобы подчеркнуть гигантские размеры небывалого самолета, для контраста рядом с ним должен был лететь истребитель Поликарпова И-5, ведомый Николаем Благиным, тоже пилотом-испытателем ЦАГИ.

УДАР ЧУДОВИЩНОЙ СИЛЫ

Было около часа дня 18 мая 1935 года, когда воздушный колосс, сделав в районе Москвы два больших круга на высоте 700 метров, возвращался к аэродрому. Благин летел справа от "Максима Горького". Самолет Рыбушкина немного выше, метрах в 50 от левого крыла гиганта.
"Смотрю, - рассказывал позже Рыбушкин, - Благин сделал правую "бочку" и отошел по инерции вправо от самолета". Затем истребитель перешел на левое крыло: "Благин прибавил газу, вырвался вперед и неожиданно стал делать новую фигуру высшего пилотажа". Фигура у него не получилась. Истребитель потерял скорость и, описав дугу, врезался в правое крыло воздушного корабля.
Очевидно, удар пришелся по масляным бакам, так как из крыла вырвался клуб черного дыма. "Удар был чудовищной силы, 10 15 секунд, крен все увеличивался, и он начал падать на нос. Затем оторвалась часть правого крыла, отлетела часть фюзеляжа с хвостом. Самолет, перевернувшись на спину перешел в отвесное пикирование. Машине ударилась о сосны, стала сносить деревья и окончательно рассыпалась на земле". Обломки самолета рухнули невдалеке от аэродрома, в районе поселка Сокол. Части огромной машины, тела пассажиров падали на лес, сады, крыши домов...

ТЯЖЕЛАЯ ПОТЕРЯ

На следующий день после этого страшного происшествия в газете "Правда" появились передовая статья под названием "Тяжелая потеря". В ней утверждалось, что причиной катастрофы явилась недисциплинированность летчика Благина, самовольно начавшего выполнять фигуры высшего пилотажа вблизи воздушного корабля. Сигнал был дан, и началось бичевание в печати "виновника трагедии". Выяснилось, однако, что организация "прогулочного" полета была настолько небрежной, что не сразу удалось, установить даже точное число погибших. В сообщении ТАСС, опубликованном на следующий день после трагедии, говорилось о 36 погибших пассажирах, 11 членах экипажа и летчике истребителя Благине. То есть о 48 погибших. В действительности же жертвами стали 50 человек.
В ночь на 20 мая 1935 года в Колонном зале Дома союзов были установлены урны с прахом жертв катастрофы и 6 гробов с телами погибших, родные которых пожелали похоронить их без кремации.
С 11 часов следующего дня в зал был открыт доступ. И потекла людская река мимо постамента, обрамленного крепом и украшенного цветами. Молча сменялся почетный караул. В 2 часа 50 минут в зал вошли Сталин, Молотов, Каганович, Орджоникидзе.
Толпы людей стояли на улицах в ожидании похоронной процессии. Она растянулась на добрый километр. Во главе колонны с урнами в руках шли высшие партийные деятели, руководители города и разных организаций.
Похороны состоялись на Новодевичьем кладбище. В стене были замурованы 44 урны, и среди них с прахом Николая Благина. Его, виновника трагедии, "воздушного хулигана", хоронили с теми же почестями. И это не могло не показаться странным.


ПИСЬМО ЗАВЕЩАНИЕ

Но пора сказать и о нем самом. В 1935 году Николаю Петровичу Блаину исполнилось 36 лет. Он родился в Петербурге в семье военного. В 1918 году Благин добровольцем вступил в Красную армию: мечтал стать авиатором. Мечта его сбылась, когда он окончил Московскую школу авиации, а затем и Высшую школу военных летчиков.
В начале 30-х годов Благину удалось перевестись в ЦАГИ и он с головой ушел в испытательную работу. Трагический случай в московском небе остановил этого талантливого человека в самом расцвете творческих сил. К тому времени летный стаж Благина насчитывал полтора десятка лет. Его не без основания признавали летчиком очень высокого класса. Так что же заставило его совершить роковой, смертельный маневр?
Официальная версия известна, как и официальная характеристика Благина: "индивидуалист", "гордец", "легкомысленный человек". Но никак не вяжутся с легкомыслием и ответственная испытательная работа, и огромный летный опыт, и упорный труд над многочисленными изобретениями.
Несколько месяцев спустя после катастрофы французская газета "Сервис Мондьяль" ("Всемирная служба")сообщила сенсационную новость, будто бы русский летчик Николай Благин накануне своей гибели написал открытое письмо завещание о том, что собирается намеренно таранить самолет гигант. Обращаясь к соотечественникам, он якобы писал: "Братья и сестры, завтра я поведу свою крылатую машину и протараню самолет, который носит имя негодяя Максима Горького! Таким способом я убью десяток коммунистов бездельников, ударников, как они любят себя называть, и которые на самом деле являются паразитами на теле народа. Перед лицом смерти я заявляю, что все коммунисты и их прихвостни вне законы! Я скоро умру, но вы вечно помните о мстителе Николае Благине, погибшем за русский народ!".

ПИЛОТАЖ ДЛЯ "ОЖИВЛЕНИЯ"

Уже стиль письма и явные нелепости говорят, что это фальшивка. Не мог Благин намеренно погубить своих же коллег цаговцев, действительно, создателей уникальной машины, ни в чем не повинных женщин и детей. Да и будь на самом деле такое письмо, Николай Благин наверняка попал бы в разряд "врага народа", а его вдову, Клавдию Васильевну, и дочь Елену ждала бы горька учесть ничего этого не случилось. Напротив, вдове и дочери летчика были назначены персональные пенсии. Елена Николаевна получила высшее образование, стала юристом.
Значит там, "наверху", знали всю правду. Благин выполнял пилотажные фигуры не самовольно, а по указанию, для "оживления" кинохроники. Рассказывают, что в тот день на Центральный аэродром приехали Ворошилов, Буденный и Алкснис начальник ВВС. Видно, ожидалось необыкновенное зрелище. Известный летчик М. А. Нюхтиков, ветеран ВВС и Герой Советского Союза, вспоминая то время, говорит: "Начальство, стоя ногам на земле, приказывало порой выполнять такое, что теперь даже самому с трудом верится".
Клавдия Васильевна скончалась в преклонном возрасте. Елена Николаевна, дочь пилота, по прежнему живет в Москве. Много лет ждали они, когда правда наконец восторжествует. И она, похоже, восторжествовала.


Автор: Геннадий Черненко
Еженедельник: "Тайны ХХ века" 17 май 2008 год

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩