В XVI веке новгородцы-ушкуйники принесли на Русь из за Каменного пояса Уральских гор полулегендарные сведения " о человецех незнаемых в Восточной стране". В частности, в их сказаних говорится: "Над морем живут люди самоедь зовомые молгонези. А ядь их мясо оленье да рыба. Да между собою друг друга ядят. А гость к ним откуды приедит. И они закалывают дети свои на гостей, да тем и кормят. Те люди по пуп мохнаты до долу, а от пупа в верх, яко ж и прочим человеци".
КАРЛИК СИЛАЧ
Легенды, связанные с народностями, проживающими на огромной территории Сибири, упорно проникали в европейскую часть России вплоть до середины ХХ века. Так, в 1685 году енисейский воевода докладывал в Москву о том, что в его уезде вверх по Тунгуске-реке появились дикие люди "об одной руке и одной ноге", ростом обычному человеку по грудь, именуемые среди тунгусов чюлюгдеи.
В 1783 году тобольский генерал-губернатор сообщал в столицу о схваченном в тайге представителе неизвестного ранее племени. Взрослый мужчина ростом с десятилетнего ребенка, непропорционально длинными руками и лицом, покрытым шерстью, был чрезвычайно силен и мог без труда лазать по деревьям. Эта особь говорила на неизвестном языке и вела себя очень агрессивно. Из предложенной пищи мужчина выбрал кусок сырого телячьего мяса. Также с большим удовольствием он употребил еще теплую кровь незадолго до этого забитой коровы. Через неделю после заточения в местном полицейском участке незнакомец умер...
НЕВЕДОМЫЕ ПЛЕМЕНА
Еще в сороковые годы ХХ века известный иркутский исследователь Сибири этнограф Валерий Сосновский выдвинул предположение, что за Уралом, помимо таких известных крупных народностей, как буряты, тунгусы, эвенки, тувинцы, хакасы, ненцы, эскимосы и алтайцы, существует несколько десятков племен, живущих изолированно от внешнего мира и ведущих свою родословную от древних народов, некогда населявших огромную территорию Евразии. Сосновский считал, что эскимосы являются прямыми потомками древнего народа мандленцев, населявшего несколько десятков тысяч лет назад территорию современной Франции и ушедшего вслед за стадами диких оленей на северо-восток.
По мнению ученого, в труднодоступных районах севера Красноярского края даже в середине ХХ века могли обособленно проживать племена потомков мадленцев, а также "пратунгусы", сохранившие свою самобытную культуру еще со времен Великого ледникового периода. В подтверждение своей гипотезы Сосновский приводит обнаруженную после пожара 1947 года в низовьях Енисея в тайге стоянку, которая, на первый взгляд, могла принадлежать первобытным людям. Однако при более детальном ее изучении выяснилось, что предметы, найденные на стоянке, никак нельзя отнести к древним. Получалось, что люди оставили свое поселение всего лишь несколько лет назад.
ПОСЕЛОК ИЗ ЧЕРЕПОВ
Еще более сенсационной в этом отношении является находка в 1936 году палеолитического поселения Бурети на правом берегу Ангары. Неподалеку от водохранилища Братской ГЭС. Вдоль берега на протяжении нескольких сотен метров были обнаружены жилища- котлованы глубиной около метра. Перекрытия и подпорки этих жилищ выполнены из бивней и бедренных костей мамонтов, а также черепов ископаемых носорогов. Крыши перекрывали переплетенные рога оленей и остатки оленьих шкур. Внутри была обнаружена домашняя утварь, характерная для поселений эскимосов, а в глиняной посуде даже остались остатки засохшей еды. У ученых, открывших это редкое поселение, создалось впечатление, что хозяева совсем недавно покинули свои жилища, гонимые неизвестной опасностью.
Позже, во время более детальных раскопок этого места, археологи наткнулись на следы более древних культур, на которые органично наслаивались обнаруженные "свежие" поселения. Их основание датировано учеными как конец XVIII, - начало XIX веков.
ГОРОД В САЯНАХ
Другое не менее таинственное городище относительно недавно было обнаружено пограничниками на высокогорном плато южной окрестности Саян. В апреле 1983 года с вершины Алушная сошла мощная снежная лавина, после чего пограничники увидели, что обнажившийся пологий горный склон имеет ячеистую структуру. Похожую на пчелиные соты.
При ближайшем изучении оказалось, что северный склон гор буквально усеян гротами с входами, не превышавшими по высоте полутора метров. Однако внутри гроты оказались довольно просторными. Несмотря на обжигающий холод и ветер снаружи, в каменных жилищах было тепло. А о том, что эти гроты являлись некогда жилищами людей, говорил их внутренний "интерьер" и строение пещер. Группа исследователей натолкнулась в пещерах на каменные постаменты, которые вполне могли служить местом для сна или столами для приема пищи. В каждом гроте имелась ниша, в верхней части которой находилось отверстие. Подобные ниши, по-видимому, служили для разведения костра и приготовления пищи. Также в пещерах были устроены небольшие комнаты и углубления, которые вполне могли использоваться для хранения продовольственных запасов. Но самым любопытным оказалось то, что в каждом из осмотренных гротов имелся своеобразный некрополь глубокий склеп, прикрытый каменной плитой с нарисованными на ней знаками, отдаленно напоминавшими иероглифические. В каждом склепе было обнаружено множество человеческих костей.
Археологи из Абакана в связи с этой находкой усмотрели взаимосвязь между поселением и давней местной легендой о горном народе. Представители этого таинственного этноса некогда будто бы жили в благодатных и изобильных предгорьях Саян, а затем ушли высоко в горы, спасаясь от воинственных уйгуров. Это произошло примерно полторы тысячи лет назад. Больше о горном народе никто не слышал. Они словно растворились среди серых скал и величественных острогов Саян...
СТРЕЛЫ ПРОТИВ ВИНТОВОК
В ХХ веке сохранилось немало свидетельств встреч людей с представителями неизвестных современной этнографической науке культур и народностей. Так житель Горно-Алтайска Семен Алушев приводит рассказ своего деда, который в конце пятидесятых годов прошлого века, будучи охотником, зимой в горах сломал себе ногу. Со слов деда Алушева, его спасли горные люди. Устрашающего вида люди-великаны в меховых шкурах и с каменными топорами в руках подобрали мужчину и принесли в одну из пещер, где он находился почти месяц. Все это время таинственные горные жители кормили его сушеным мясом, ягодами и корешками, а также лечили. Незнакомцы общались между собой на странном языке, более похожем на рычание животных. После того как нога у мужчины зажила, его посадили на лошадь, которая и вывезла его в долину к человеческому жилью.
В конце тридцатых годов на Колыме во время строительства одного из лагерей работавшие на стройке заключенные подверглись весьма странному нападению. Неизвестные обстреляли строителей из лесной чащи. В качестве оружия нападавшими использовались деревянные стрелы с костяными наконечниками. Часть стрел оказалась отравленной неизвестным ядом, от чего несколько заключенных в страшных муках позже скончались в лагерном лазарете. Только ответный огонь из винтовок и пулеметов отогнал нападавших. Проведенная позже войсками НКВД операция позволила обнаружить в тайге несколько стоянок и схронов, которые были сожжены...
В XIX веке выдающийся публицист и исследователь Сибири Н. Ядринцев назвал эту территорию краем "падших царств и исчезнувших народов". Действительно, во мраке тысячелетий сошли с мировой арены племенные союзы гуннов и тюркские каганаты, скифское царство и государства чжурчжэней и енисейских кыргызов. Однако их потомки, а также потомки еще более древних легендарных народов по-прежнему живут в укромных уголках необъятной Сибири, сохраняя свою самобытную и считающуюся исчезнувшей культуру, бесценные фрагменты которой можно встретить ныне лишь в музеях.
Автор: Сергей Кожушко
Журнал: "Тайны ХХ века" 19 май 2008