24 апреля 1606 года Москва торжественно встречала царскую невесту Марину Мнишек. Её сопровождал отец, а также две тысячи знатных поляков со свитами. Иноземных гостей по приказу самозванца разместили в лучших домах столицы, предварительно выселив оттуда законных владельцев: купцов, духовников, дворян и даже царских вельмож. Свадьба состоялась 8 мая, сразу после коронации невесты. По русскому закону перед венчание иноверка обязана была принять православие, однако Марина наотрез отказалась отречься от своей веры. И под возмущенный ропот зрителей Лжедмитрий ввёл в храм католичку.
Свадебный пир бушевал несколько дней. Расгоряченные вином поляки вели себя в Москве как хозяева. Иноземных солдаты разгуливали по городу с обнаженными сабля и, убивали на улицах москвичей, вламывались в дома и насиловали жён и девиц. Тем же, кто вызывал к царской справедливости, поляки отвечали:
- Что нам ваш царь? Мы дали вам царя!
Несколько раз Лжедмитрию сообщали тревожные новости, что столица на грани бунта, но тот весело отвечал:
- Я держу в руке Москву и государство. Ничто не смеет двинуться без моей воли!
И вдруг рано утром 17 мая зазвонил колокол в храме Святого Илии и в ответ ему грянул набат по всей столице. Улицы Москвы тут же заполнились вооружёнными людьми, которые устремились в дома, где выспались хмельные поляки, и принялись избивать ненавистных иноземцев.
Разбуженный на атом Лжедмитрий выглянул в окно и, увидев толпу, послал Басманова выяснить, чего хотят эти люди. Тот вернулся встревоженный и объявил :
- Всё кончилось! Москва бунтует! Хотят головы твоей! Спасайся!
Самозванец схватил у телохранителя бердыш, выбежал в сени, где уже толпился народ, и закричал, потрясая оружием:
- Я вам не Годунов!
В ответ ему прогремели выстрелы. Тут-то Лжедмитрий понял, что положение действительно опасно. Он заметался поидворцу, а потом выпрыгнул в окно. Но неудачно - вывихнул ногу и разбил голову. Там его подобрали стрельцы. Самозванец взмолился, чтобы те не выдавали его. На удачу, это оказались не заговррщики. Узнав царя, они стали на его защиту. Стрельцы ответили бунтарям:
- Если вдова- царица скажет, что он сын её, то мы умрём за него
Да только царица Марфа объявила, что её сын Дмитрий умер в Угличе, а лгать её заставили угрозами.
- Кто ты, злодей! - набросился народ на самозванца, но тот стоял на своём, клянясь: " Вы же знаете, я - Дмитрий!"
Тогда один из сынов боярских вышел вперёд и убил Лжедмитрия выстрелом в упор. После этого на тело набросились толпа, которая стала бить его, колоть копья и, рубить мечами. После мёртвого царя голым проволоки по Москве и на три дня выставили на обозрение, водрузив ему на грудь маску, которую самозванец готовил для придворного карнавала. Спустя несколько дней тело Лжедмитрия сожгли, прах смешали с золой и, зарядив в пушку, выстрелили в ту сторону, откуда он явился.
АВТОР: Олег Горосов
ЖУРНАЛ: Тайны ХХ века 20. Май 2015