Память о сказочной стране продолжала жить на страницах русских летописей : Ирий - рай поминали и в XII, и в XIV веках. Но в экспедицию на поиски потерянного славянского рая собрались только старообрядцы : жизнь заставила.
В конце XVII века в Русско православной церкви произошёл раскол. И противники церковной реформы, навязаеной патриархом Никоном, не желая отступать я от веры отцов и дедов, принялись массово отправляться в Сибирь - за Рифейские горы, то есть за Уральский хребет.
По сведениям старообрядцы, именно там находился Ирий - рай, который они - по цвету тамошних рек - называли Беловодьем.
А уже в XVIII столетии по стране начали распространяться рукописные списки небольшого сочинения некоего Марка - инока старообрядческой Топозерской обители. Сочинение называлось " Путешественник" и представлял собой подробное описание маршрута от Москвы до Беловодья. Чтобы добраться до страны, где нет человеческой власти и все равны, нужно было следовать через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул и Бийск в алтайские поселения старообрядцы, расположенные в долина рек Бухтарма и Уймон. А там, дескать, старцы уже подскажут, куда дальше путь держать.
По сути, " Путешественник" был своего рода агитацией для крепостных: бросайте свои оковы и бегите в страну, где нет рабства. И они бежали - даже в XIX веке. Но, увы, никто из них не нашёл никакого Беловодья за Уральский хребтом. Многочисленные бегуны либо прибивались к старообрядцы, либо организовывали свои поселения, время от времени продолжая поиски благостной земли. Так, может, и не было никогда никакого Ирия - рая в Сибири? Ошибался Марк? Или он намеренно вводил в заблуждение ищущих, уводя их от цели?