Историки спорят о том, кто такие казаки. Но в главном все исследователи сходятся: казачества - уникальное социально-этнической образование на нашей земле- матушке. Прусский король Фридрих и сам Наполеон Бонапарт пытались было искусственно создать в Европе что- то подобное. Но не вышло...
Казаки - неповторимы. Может быть, потому, что в казачьем кругу часто сходились персоны уникальные. Так, ещё в XVIII веке запорожцы и черноморский казаки приняли над собой командование австрийского принца Карла Нассау - Зигена, который поступил на русскую службу. Европейский аристократ слыл лихим рубашкой на суше и на море: под его флагом казаки- черноморца вместе с полками Суворова штурмовали Измаил. Правда, неизвестно, принимали ли принца в казаки или обошлись без формальностей, решив, что он стал настоящим казаком под огнём турецких пушек.
В XIX веке в почётные казаки разных казачьих войск зачисляли членов император кой фамилии и знаменитых военачальников. В XX - XXI веках круг почётных казаков войска Донского расширился. В 1919-м казаком стал сэр Уинстон Черчилль. В 1936-м казаки станицы Вешенской с подачи Михаила Шолохова приняли в свой круг секретаря ЦК ВКП (б) Иосифа Сталина. В 1944-м солдаты 1-й кавалерийской казачьем дивизии, сражавшейся на стороне вермахта, приняли в свой круг её командира - немецкого генерала фон Паннвица. В 1990-х заочно внесли в список донцев президента Венесуэлы Уго Чавеса и очно президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова, скромно удовлетворил вшегося погонами полковника войска Донского.
В список почётных станичников попали и абсолютно не военные люди, большинство которых и дня не служили в армии и рядовым, но начали "казачью службу" с высоких чинов. Это телеведущий и кино актёр Леонид Якубович, его коллега Дмитрий Дибров ( сразу получивший чин полковника, как когда-то великие князья), эстрадный певец Иосиф Кобзон и бард Александр Розенбаум, произведённых в есаулы...
Не обойдены вниманием и европейские таланты - донскими казака и стали итальянский тенор Роберт но Лоретти и даже французский киноактер- комик Пьер Ришар. Правда, последнего разжаловали из станичников буквально через две недели после приёма. Дело в том, что казаки и войсковой атаман вдруг возмутились - не настоящий казак этот высокий блондин в чёрном ботинки, не то что есаулы Розенбаум! Узнал ли в далёкой Франции "супер агент" Ришар о своём заочном расказачивании, нам неизвестно.
Александр Сергеевич Пушкин в армии никогда не служил, но, в отличие от почётных казаков будущего, прошёл боевое крещение в стычке с конницей врага в 1829 году на Кавказском фронте Русско-турецкой войны. Это произошло в июне. Во время поездки на Кавказ поэт выехал к Арзруму. В ночь с 11 на 12 июня ночевал на передовой казачьем посту в Гумрах. 14 июня цепь донцов, в которой скакал доброволец Пушкин, попала под ружейный обстрел, а потом была атаковала турецкими делибашами. В азарте боя поэт выхватил пику из руки убитого донца и пришпорил свою лошадь навстречу турками...
К счастью, майор Семичев успел схватить за узду коня увлечённо го поэта, а подоспевшая сотня донцов отбила натиск врага. Опоздай они минут на пять - русская литература не дождалась бы ряда шедевров, а роль печально известного француза Данте а исполнил бы безымянный турок.
Донцы с изумление видели рядом в конном строю загадочную фигуру в казачьем бурке с пикой в руке, но при этом в цивильном сюртуке и круглой шляпе на курчавой голове. Казаки приняли его за полового священника.
Хотя Александр Сергеевич, будучи не только талантливым, но и умным человеком, полковничьих и есаульских погон на себя не надевал, он прошёл настоящее боевое крещение под турецкими пулями. И в сентябре 1929 года наказной атаман войска Донского Кутейников подписал и вручил поэту грамоту о зачислении его в состав донских казаков Таганрогского отдела. Правда, Кутейников тоже уважал погоны и Александру Сергеевичу офицерских чинов не присваивал. Но и без того Пушкин гордился, что он донской казак:
Был и я среди донцов,
Гнал и я османов шайку;
В память битвы и шатров
Я домой привёз нагайку.
Этот интересный эпизод в биографии Пушкина и истории войска Донского получил продолжение.
Проезжая через Новочеркасск в Петербург, поэт ночью заехал к атаман Кутейникову и оставил ему на хранение часть архива. По известным со слов хранителей архива данным, основу его составляют более 200 листов на старо французском языке. Причём зашифрованных. Профессиональные исследователи творчества поэта их на слово "пушкинскими" не признают - требуют подлинник на экспертизу. Потомственеые хранители не отдают. Возможно, обе стороны по- своему правы. Пушкин привёз кипу бумаг атаман ночью, тайно, опасаясь брать с собой столицу. Неужели личные письма от друзей и любовниц, черновики стихов и сказок представляли такую ценность и опасность для поэта?
Часть этого архива хранится в бывше области войска Донского и сейчас. Тайну документов мог бы раскрыть грамотный и тактичный ход: со старинных документов в присутствии понятных можно было бы снять копии и заверить их у нотариуса. И уже копии можно было бы передать для работы либо пушкинистам, либо шифровальщикам. И тогда стало бы, ясно, что оставил на хранение донской казак А. С. Пушкин своему войсковому атаман.
Автор: Александр Смирнов
Журнал: Тайны ХХ века. 8- февраль 2014