Гимны как торжественные песнопения зародилась в глубокой древности. Использование понятия "гимн" как символ государства, подобно гербам и флагами, - явление сравнительно недавнее.
Самому старому европейскому национальному гимну ( голландский "Вильгельмус ван Нассауве") чуть больше четырёх веков, а общепринятой традицией иметь государственный гимн стало в последние двести лет.
В России до XVII века все торжественные церемонии сопровождали исключительно церковными песнопениями; позже знаменитые "виватные канты", введённые Петром I, имели характер "временных" гимнов, иными словамми, сочинялись для каждого конкретного торжества ( коронации, победы). Особое место, начиная с тех же петровский времен, занимали военные марши, особенно "Преображенский", ставший по сути главным маршем России (позже, вместе с" Громом победы").
Фактически первым русским национальным гимном стал "Коль славен" (" Коль славен наш Господь в Сионе") Дмитрия Бортнянского, написанный в 90-х годах XVIII века: эта духовная песнь ежевечерне исполнял ась на молитве в войсках, её пели на крестных ходах, играли во время производства юнкеров в офицеры и при погребения старших офицеров, она стала неотъемлемой частью многих ритуалов и церемоний. "Коль славен" стал любим и популярен среди всех слоев русского народа. Русские масоны исполняли его в начале заседаний лож. И ныне " Коль славен" любят петь многие православные и протестанты во всем мире.
Но что же было первым официальным гимном Российской Империи?
Кто не знает - ни за что не догадается. В конце XVIII - начале XIX веков в большинстве европейских государств монахов встречали под звуки английского " God save the King", "Боже, храни Короля" ( позже - Королеву). Таким образом, британский королевский гимн был самым настоящим "интернационалом" для европейских суверенов (что вполне объяснимо : страны и народы, конечно, все были разные, но вот венеценосцы-то в большинстве своём - ближайшие родственники).
В России мелодия "God save the King" уверенно стала утверждать я после войны 1812 года как яркий символ антинаполеоновской коалиции. К тому же, Александр I был большим англофилом. В 1815 году замечательный русский поэт и переводчик Жуковский опубликовал слова для этой музыки под названием" Молитва русских":
Боже, Царя храни!
Славному долгие дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю -
Всё ниспошли!
В конце 1816 года Александр I издал указ всегда исполнять эту мелодию при встречах императора и утвердил текст Жуковского.
Так появился первый официальный государственный гим России, просуществовавший в этом качестве без малого семнадцать лет.
В 1833 году Николай I поручил Алексею Фёдорович Львову - уже всемирно известному музыканту ( скрипач, дирижёр, композитору) и директору придворной Певческой капеллы - написать новый гимн.
Сочинив мелодию, он пошёл к тому же Жуковскому ( последний, таким образом, задолго до Михалкова удостоился быть автором двух вариантов текста гимна), который и приспособил под неё заново " Боже, Царя храни" :
Боже, Царя храни.
Сильный, державный,
Царствуй на славу,
На славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, Царя, Царя храни.
Текст вышел несколько слабее предыдущего: вместо "гордых смирителю" появилось грубовато-прямолинейное "на страх врагам", а трогательно у "слабых хранителю, всех утешителю" вовсе не нашлось места. Зато музыка, чрезвычайно понравившись царю, стала быстро распространятся по всей России - и не только потому, что активно пропагандировалась "сверху" : Львов действительно, как говорится, "попал в точку": простая, яркая и запоминающаяся мелодия ( и очень короткая, всего 16 тактов) была прекрасной назодкой для гимна и стала признанный классикой этого жанра.
С Февральский революции до Октябрьской на гимн претендовал и сразу несколько песен: "Марселькза", та же львовская мелодия с текстом "Боже, народ храни" и другие, но выбрать не успели... С 1918 по 1943 год как гимн использовался " Интернационал", агрессивный и беспощадный. В ночь на 1 января 1944 года по радио впервые прозвучал новый гимн Александрова на слова Михалкова и Эль- Регистана. О словах говорить не будем, отметим только ю, что вторая "несталинская" их редакция появилась лишь в 1977 году после долгих лет исполнения гимна без слов...
Полную неуместность "Интернационала" с его призывами к смерти понимал и Сталин. В 1943 году в конкурсе на создание нового гимна участвовали 14 поэтов, среди них Михалкова и Эль-Регистана не было. Но, как вспоминал Сергей Михалков, однажды к нему приехал его друг поэт Георгий Эль-Регистан и с порога объявил :" Я видел сон, что мы с тобою написали гимн СССР! Я уже написал две строки!" Он показал счёт из парикмахерской, где на обороте был две строчки:" Да здравствует созданный волей народов великий, могучий Советский Союз". Друзья уселись сочинять слова и - надо же! - именно они победили в конкурсе. Впрочем, Михалкову предстояло ещё два текста гимна...