Московское метро ежедневно перевозить миллионы людей. При этом столичная подземка считается одной из самых безопасных (в плане криминальной обстановки) в мире. Это вам не Нью-Йоркский сабвей! Однако не надо обольщаться! Мы спешим по своим делам, поднимаемся и спускаемся вниз по эскалатора, пересаживаемся с одной ветки на другую и не обращаем ровно никакого внимания на то, что со всех сторон нас окружает мир призраков...
Липкая, скользкая глина, невыносимой запах сырости и плесени, смешивающийся с ядовитыми испарениями, гнилая слизь под ногами... Вокруг кромешная тьма, убивающая чувства. Только время от времени осыпающийся грунт и налипающие на лицо куски Паутины возвращают сознание из, казалось бы, глухого небытия. И в этом ограниченном со всех сторон пространстве несколько осатаневших, обезумевших от голода, холода, темноты и безысходности людей с воем разрывают тело своего умершего товарища и с жадностью поглащают кошмарную пищу...
Так при княще Дмитрии Донском началась история московского подземелья.
Именно тогда была предпринять первая попытка прорыть тайные ходы от Кремля в различные части города. Пользоваться ими могла лишь знать (а как же иначе?!), потому во избежании огласки княжеских секретов земле копов замуровали в тоннеля. Вернее, их просто не выпустили наружу..
Долгое время во глубине московских руд раздавались страшные стенания и душераздирающие крики, потом они стихли...
Несколько веков спустя, при параноик и великом фантазере Иване Грозном, подземное пространство под Златоглавой покрывается уже сетью тоннелей и подземных дорог, освещенных лишь тусклым светом факелов. Говорят, по некоторым из них мог свободно курсировать царский экипаж однако в последние годы жизни кровавый монарх боялся пользоваться тайным хода и в зловещий тоннеля ему являлись мёртвые. И неспроста: под мостовыми подземных терактов были заживо похоронены многочисленные враги государевой власти
Девятнадцатое столетие подарило человечеству многочисленные футуристические фантазии об управляемых аэростатах с "колоннами-пристанями", "самодвижущихся тротуарах", "таксомоторах" и так далее. О метро начинают продумывать не только писатели-фантасты. Первыми, кто предложил воплотить в Первопристольной сказочные идеи, достойные пера Жюля Верна, о путешествиях под землёй, стали американские промышленники они обратились к московскому правительству за разрешением провести исследовательский работы. Получив весьма невнятный и расплывчатый ответ, они все-таки приступили к обследования подземелья Златоглавой.
Продолжалось это недолго. Во время одной из вылазок американцы попали под завал и погибли. Уцелел лишь один человек. Впрочем, не только в завален дело. Из следственных материалов известно, что американцы столкнулись под землёй с чем-то необьяснимым и сильно их напугавшим: когда их тела достали из штольни, оказалось, что молодые люди (все члены экспедиции были не старше 40 лет) за пару часов пребывания под землёй превратились в седовласых старцев. В широко открытых глазах застыл вселенский ужас... Важная деталь: тела некоторых из исследователей покрывало рваные укусы, похожие на крысиные, только гораздо большие по размеру. Что за чудовище притаилось в подземельях, выяснить так и не удалось... Причиной завала, по мнению следствия, стали халатно организованным американцами взрывные работы - те не провели должной разведки и, расчищая себе путь, не обратили внимания на то, что под тоннеле расположен ещё один подземный ход.
Чудом спасшийся Чарльз Гоф, возглавлявший экспедицию, пообещал обнародовать рассказ об увиденных им "ужасах и тайнах" столичных недр. Но не успел! Кто-то явно не хотел, чтобы зловещий секреты подземной Москвы стали достоянием общественности. Проект был заморожен, а спм мистер Гоф бесследно исчез. В скорости были отклонён и другие (на сей раз отечественные) планы относительно строительства метро.
У советских, как известно, собственная гордость... Да и мнение, конечно, тоже. Жители первого в мире рабоче-крестьянского государства, не обремененные мистическими и религиозными комплексами, не смущаясь вмешивались в потустороннюю действительность. В день 14-й годовщины Великого Октября на Русаковскоц улице небольшая группа людей в красках торжественно открыла первую метростроевскую шахту. Здесь начинается опытный участок подземки. Работают несколько человек лопата и и мотыгами. С ожесточением и даже злорадством устремляются они под землю, вгрызаются мёртвой хваткой в тело города. Индульгенция советской власти позволяет пренебречь многими табу, поэтому все возникающие на пути преграды беспощадно уничтожают я во имя "светлого будущего" : в первые годы строительства метрополитена были уничтожены и разграблены сотни древних захоронений и десятки кладбищ.
Парижские метростроевцы, столкнувшиеся с такой же проблемой, собирали все найденные станки и бережно их перезахоранивали. В советской Москве, охваченной идеей разрушения старого мира, человеческие кости и черепа не представляли особой ценности. Их выбрасывали вместе с грунтом наружу - на свалку...
Строительство первой очереди Московского метрополитена сопровождается сносом и огромного количества храмов: таков генеральный план реконструкции Москвы. Однако существовали и другие мотивы подобного кощунство. На облицовка первых станций "памятника эпохи" потребовалось столько же камня, сколько в свое время ушло на строительство всех царских дворцов. Заводов по обработке мрамора тогда в стране было немного. Потому " каменные обои" большинства церквей плавно перемещаются под землю. Та же метаморфоза произошла и со старинным надгробиями, кои использовались для укрепления фундамента и строительства платформ. Скажем, часть могильных плит стала основанием скамеек на "Новокузнецкой"... При детально рассмотрении и известной удаче там можно даже разглядеть полуистертые надписи:"Да успокоится с миром..."
Какой уж там мир!
Преодолев в конечном итоге преграды моральные, Метрострой принялся за ликвидацию физических. При возведении веток приходилось учитывать средневековую планировку улиц, а также воевать с грунтовыми водами, плаву нами, беспорядочным расположением старых подвалов и колодцев. Строительство могло затянуться на десятилетия. На помощь пришла идеология. Московский метрополитен был провозглашен главной стройкой эпохи. Вскоре стать героем-метростроевцем мечтал буквально каждый, кто не успел попасть на Днепрогэс или Магнитку. По популярности эта профессия не уступала профессии лётчика или военного. Однако смертность была намного выше...
Потревоженные недра жестоко мстили дерзским людям - судьба многих метростроивцев первого призыва печальна. Большинство погибло при проведении подземных работ : одни даже не успевали понять что происходит, и оказывались погребенными обрушившейся породой; другие захлебывались на глубине десятков метров в мутном потоке грунтовых вод. Многие же из тех, кому удавалось выйти на поверхность невредимыми, впоследствии умирали от болезней, давно не беспокоивших человечество. Например, от чумы. А дело было так. При прокладке перегон между "Новослободской" и "Белорусской" строители наткнулись на кладбище, где были похоронены жертвы этой страшной напасти... Разумеется, останавливать строительство никто не собирался, в результате едва не получили эпидемию болезни, которая в Средние века считалась Божьей карой.
Вторжение в царство мёртвых оказалось роковым для строителей - пионеров: духи не прощали кощунство и жестоко мстили всем посягнувшим на их покой. Весьма неоднозначно в этой связи звучат слова Кагановича, возглавлявшего строительство метро. В своей речи на открытии первой линии он говорил:" Победа метрополитена - победа социализма... Там в каждом куске мрамора, в каждом куске металла и бетона сквозь душа человека...". И это во времена ортодоксалтного материализма! Но Лазарь Моисеевич знал, о чем говорил...
Догадывалась о чудовищно мести недр и выше. Сталин пристально следил за стройкой века и был в курсе не только достижений и успехов ударников " подземного труда", но и ужасных последствий их деятельности. Он предполагал, что события будут разворачивать я именно по такому сценарию, и даже ждал этого. Ведь в данной ситуации у него появился великолепный шанс воспользоваться мощнейшей энергетикой в собственных целях...
Первая очередь метрополитена, торжественно открытая 15 мая 1935 года, имела 13 (!) станций и потянулась от "Сокольников" до "Парка культуры". План "подземного города" на тот момент представлял собой законченную пентаграмма. А вы помните, что одно из назначений пентаграмма - служить ключом для привлечения энергий из иных пространств. Откуда об этом знал вождь народов? По одной из версий, Сталин был изгнан из семинарии именно за увлечение магией. Поговаривали, что находясь в резиденции, он иной раз "медитировал" на рубиновые звезды Кремля ( тоже пентаграмма). Соединение энергии космоса, привлекаемой с помощью главных звёзд страны, и энергии подземки, доступной благодаря пентаграмма метро, обеспечил бы вождю народов мощнейшую поддержку поту сторонних сил в осуществлении грандиозных планов...
Но чтобы воспользоваться этой мощью, необходимо, согласно древним поверьям, задобрить злых духов, окружить их "любовью и лаской". Посему сооружаемое московское метро носило отпечаток древних языческих культов. Подземка стала не только средством передвижения для живых, но и способом успокоения мёртвых.
Первые её станции - это странные гибр дв ацтеков и древних капищ. Только вместо богов в стенных нишах стоят статуи героев: писателей и поэтов - певцов Советов и безымянный героев войны и труда. Оглаженный миллионами ладоней револьвер бронзового красногвардейца и нос собаки пограничника на " Площади Революции" в советской ментальности то же, что большой палец ноги чудотворной статуи каталического святого. Да-да, атеистическое государство рабочих и крестьян ориентировался при строительстве " памятника эпохи" на религиозное наследие минувших веков! Подземка - это целый комплекс "храмов", в к ото м верующий перемещается от одной "учсыпальницы" к другой. Планировалось даже, что некоторые станции будут полностью посвящены мёртвым и станут мемориала и этих людей. Скажем, станция " Чистые пруды" задумывалась как подземный музей Кирова ( отсюда и первое название "Кировская"). Никакого движения здесь не предусматривалось - "чтобы не нарушать торжественно стих атмосферы и не заглушить рассказ экскурсовод". Но здравый смысл все же возобладал, рельсы положили и поезда пустили.
Главной достопримечательностью первой ветки метро стала станция " Кропоткинская" ( до 1957 года "Дворец Советов"). Её оформление поистине роскошно, ведь станцию строили специально доя посетителей предполагаемого Дворца Советов. Колонны и стены её облицованы мрамором из разрушенного храма Христа Спасителя. Капители же выполнены в виде пяти конечных звёзд.
Дальше - больше! Подземный Рим делался все более просторный и триумфальным. У него появился свой форум - станция "Комсомольская" (кольцевая), перронный зал который расписан на манер Сикстинской капеллы и являет собой не просто посадочный терминал, а некое подобие храма. Её наземный павильон - здание с высоким шпилем, увенчанное опять- таки пятиконечнной звездой! Вавилонские аркады пилонов " Арбатской", напольные светильники в виде римских жертвенных чаш на "Новокузнецк ой" добавляли московской подземке таинственно го духа язычества.
Но одними архитектурный деталями злых духов подземелья было не задобрить. За дело взялись художники и особый отдел НКВД, специально занимавшийся изучением "призрачных" проблем. Мифы древних цивилизаций, средневековый трактат магов, мистиков и алхимиков, устное шаманское наследие - вот неполный список тем их исследований. И нашли-таки способ хоть в какой-то мере обезопасить наземный мир от посягательств духов подземелья...
Рядом с идиологическими "серпо-молоткастыми" фресками и орнаментами стали появляться гармонично вписанные в общую стилистику магические знаки - стены украшают античные символы, кабалистические узоры, руны и прочее. Скажем, часто встречающиеся изображение граната (стилизованное или зашифрованное) на цветных мозаика и фресках, согласно древним поверьям, призван концентрироваться энергетику мёртвых именно в подземелье и не выпускать за пределы тоннелей и станций. Это своего рода религиозный атрибут, корнями своими уходящий в мифологии древних цивилизаций. Встречаются также на стенах вестибюлей и зашифрованное заклинания, клинописные послания и прочие оккультные "прибамбасы".
Таким образом, работа по оформлению метро имела двойное значение, в котором незаметно переплелись и наука, и магия, и предрассудки. После смерти Сталина станции метро строились больше для обеспечения отдалённых районов Москвы транспортной связью: первоначальный смысл "украшательства" был утрачен. Действительно, если ехать на метро из центра на окраину, то получасоваямпоездка будет путешествием во времени: из тридцатых годов - в настоящее. Шик и помпа сменяются аскетичностью, даже скудностью, и чем дальше от кольцевой линии, тем реже встретишь павильоны входов в метро - они устроены в простых подземных переходах, над которыми горит красная буква"М". Строительство великих усыпальниц больше не имело ни финансовой, ни идеологической основы, поэтому возобладал рациональный подход. Но мёртвые-то никуда не делись! И вот люди спешат по своим делам и не ощущают, что их со всех сторон обволакивает потусторонняя энергия. Особенно сильна она в местах крупных пересадок с большим количеством пассажиров на станциях первой очереди ( в том числе кольцевой линии). Именно здесь у людей чаще всего случаются приступы немотивированной агрессии, появляются тягостнын и даже суицидальнные мысли...
Московская подземка тесно связана и с античными мифа и об аде. Известно, что древнегреческий ад населяло огромное количество монстров и чудовищ, которые стерегли души мёртвых. Вспомнить хотя бы трехглавоого пса Кербера или эриний, вид которых был, прямо скажем, не для слабонервных. Это крылатые старухи, чёрные как уголь, с собачьим головами, налитыми кровью глазами и змеями вместо волос.
Царство московского Аида также скрывает в бесконечных тоннеля и перегонах бесконечное количество монстров, ни разу не видивших солнечного света. Истории об огромных крысах в метро стали первыми современными мифа и столичного " царства Гадеса". По словам многих машинистов и диггеров, эти чудовища действительно существуют. Достигают 65 сантиметров в длинную (не считая хвоста) и 25 - 30 сантиметров в холке, по величине они напоминают среднего фокстерьера. Некоторые очевидцы заявляют, что эти жуткие существа схожи с нутриями, но при более внимательно осмотре их пропорции напоминают все- таки крысиные, разве что в холке монстры чуть более судены и не имеют округлого зала.
Многие бывшие военные, однако, не считают подобные явления порождение отрицательной энергетики подземелья и находят вполне научные объяснения происходящему: параллельно с метро существуют бункер оборонного комплекса, а рядом с этими заброшенными сооружениями - могильники радиоактивных отходов ядерных реакторов, что, собственно, и служит причиной всевозможных мутаций подземных жителей. Стаи гигантских крыс исчисляется сотнями и тысячами. Но как тогда объяснить растерзанные тела американских инженеров... Ведь в XIX веке в городе реакторов не было...
Впрочем, огромные крысы не самое страшное, что может встретиться в московском метро...
Ядовитое шипение, ярко горящие ледяным светом глаза в темноте. Чешуйчатое змеиное тело, тёмное, длиной около трех метров, с хвостом, разделённые на две части... Подобное чудовище узрел машинист, экстренно затормозивший в перегоне между станциями " Тверская" и "Театральная". Тварь грозно сворачивалась кольцами в луже серой слизи, вдоль всего тела шевелились наросты, отдалённо напоминавшие плавники. Недалеко от гадины было гнездо с яйцами, размерами напоминавшие гусиные. Вы считаете, что это воспаленное воображение уставшего машиниста? Так посчитал и его начальство: были и долгие разбирательства, и выговор, и в конце концов увольнение. Надо сказать, что товарищ не тужил по поводу потери работы, поскольку с момента той самой встречи не мог заставить себя войти в кабину электропоезда...
Через некоторое время свидетелями появления Замоскворецкой гидры (так окрестили подземную гадину) стала группа диггеров. Нервы у них оказались покрепче, нежели у американцев, и они-таки выбрались на поверхность целыми и невредимыми. Правда, многие из них ушли в многодневный запой, а некоторым пришлось лечить изрядно расшатанные нервы.
Лана Свет Там вздохи, плач и исступленный крик... 1
Если уж речь о мутантах, настало время упомянуть и о так называемой биомассе, порожденной подземных мраком. Потревоженная сталинскими и более подними стройка и, она вряд ли теперь найдёт успокоение... Большинство диггеров, спелеологов и других исследователей московских недр в один голос утверждают, что в подземелья обитают призраки. Чаще всего призрачные субстанция встречаются в тоннеля под старыми кладбища и. Из рассказа очевидца: "Это что-то неосязаемое, врюоздушное, эфемерное... Оно медленно приближалось к нам, протягивало" руки" и резко исчезло. Не растворялось, а именно исчезло..."
Лана Свет Там вздохи, плач и исступленный крик... 2
Наиболее распространённым в московском подземелье являются так называемые "ползунки" и " мешки" - различные виды фантомных образований уфологического ряда. Некоторые из них напоминают маленькие НЛО. Эти звёздочки неожиданно возникают из темноты и, подлетая как можно ближе, тянут свои щупальца к людям. В основном призраки метро бесформенны, но встречаются и вполне конкретные фигуры. Призрак Путевого Обходчика обитает на перегоне между " Курской" и " Площадью Революции", Чёрная Монахиня бродит в подземелья " Китай-города", заставляя время от времени машинистов резко останавливать составы. Понятно, что, сидя в освещенном теплом вагоне, увидеть их невозможно. Подобные встречи происходят только во время" неспешных прогулок" в мрачном пространстве многочисленных оннклей, тупиков, заброшенных линий метро и так далее. Променад по подземелья, по словам некоторых любителей, может подарить общение не только с бесформенны непонятными существами, но и с историческим личностями...
Лана Свет Там вздохи, плач и исступленный крик... 3
Известно, что в Московском метрополитене есть станции - призраки - заброшенные, давно или вообще неиспользовавшиеся объекты. По официальной версии, их пять, хотя точное число установить трудно. Так вот, одна такая станция - призрак в центре Москвы полностью заставлена всеми теми памятниками Сталину, которые в пятмдесятые годы были ураны с перронов. Несколько человек, самостоятельно обследовавших подземелье, случайно наткнулись на этот "музей". Можно представить глубину их потрясения, когда слабый луч фонаря выхватил из темноты десятки изваяниц "отца народов", строгоисмотрящих на нарушителей своего мрачного покоя...
Кстати, заброшенные станции ( например, "Волоколамская" - между "Щукинской" и "Тушинской") - излюбленное место многочисленных оккультистов и мистиков. Они используют их для проведения чёрных обрядов и вызовов духов... Возможно, сейчас вы мирно едете в электричке домой и даже не подозревает, что где-то поблизости происходит чёрная месса...
Лана Свет Там вздохи, плач и исступленный крик... 4
Нечто дьявольское в метро действительно существует. Мистика под землёй сплошь и рядом, однако и на зло можно найти управу. В московском подземелье проводили эксперемент: в одном из полузатопленных аводой тупиков метро читали молитву, и все это время на воде бесились буруны. После святых слов вода успокоилась... Опять же - когда темноту освещают церковные свечи, происходит нечто странное. Скажем, уже упоминавшиеся звёздочки ( самых разных цветов: коричневые, оранжевые, красные) подлетают к свече и моментально исчезают..
В последнее время в Московском метрополитене появилось новшество: отслеживание пассажиропоток с помощью видеокамер. Каждая станция оборудована достаточным количеством техники для того, чтобы контролировать каждого спускающегося под землю. Операторы в вечерние часы, когда в электрички Садятся лишь единицы, часто наблюдают такое явление. На одной станции в пустой вагон заходит одинокий пассажир, на следующей же в вагоне - никого. Это случалось несколько раз на Кольцевой, Замоскворецкой, Таганско-Краснопресненской линиях. Скажете, байки из склепа?
А как же документальные съёмки?
Может, это, конечно, сбой в работе техники... Однако на ум приходит детская страшилки о " спящих в метро", из поколения в поколение рассказываем ая на ночь в пионерский лагерях. Смысл её сводится в основном к одному: оставшись в вагоне метро в одиночестве, ни в коем случае нельзя спать. Если поезд остановится в теннеле, мёртвые завладеют душой спящего, а то и заберут с собой его тело...
Вам смешно? Мнне, пожалуй, тоже.
Однако в метро я никогда не сплю - так, на всякий случай...