Наконец-то весна вступила в свои права, изрядно измотав людей непредсказуемостью погоды. В межсезонье у многих проявились с новой силой хронические заболевания, навязалась простуда...
В древности со всеми этими болезнями крестьяне старались распрощаться в середине мая...
В старину любая немощь или болезнь звалась лихорадкой. По характеру симптомов она подразделядась на ноету, сухоту, потяготу, блевоту, слепоту, ломоту, трясовицу, жар... Весенние лихорадки назывались одним общим словом - весенницы.
Как правило, в народных поверьям лихорадки представили в виде женщин в белых одеждах. Приходили они из-за лесов, лугов, с неба, из-под земли, из-за моря и нападали на слабых здоровьем людей. Их жертвой становились и те, кто пострадал от дурного глаза или согрешил. Говорили, что лихорадки " по миру ходят, отбивают ото сна, пила и пилят жёлтые кости и суставы".
Избавиться от таких напастей деревенский люд пытался 11 мая, в день памяти святого Иасона и мученика Максима.
В этот день выходили крестьяне в рощи собирать первый березовый сок, или, как его ещё называли, березовицу. Издавна была известна его целительная сила. Примечали, что помогает березовица при слабости, температуре, болях в животе, спине и суставах. Вот и отпаивали ею немощных родственников. А день 11 мая прозвали в народе Максимом Березосоком.
Раньше этого дня сок не собирали, так как он ещё не обладал всеми целебными свойствами. Использовать березовый сок следовало как можно быстрее. Ведь это сладкое лекарство быстро начинало бродить, становилось хмельным.
На сбор целительного сока выходил весь люд - от мала до велика. Старики старались собирать березовицу с низеньких и молоденькие березок, а проворные парни забрались до самых верхних веток высоких деревьев.
Считалось, что наиболее целебный сок у молодых берёз и у верхушке больших деревьев. Не трогал народ только одинокие берёзы. Верили, что под ними покоятся души умерших не своей смертью людей, а по их ствола течёт не сок, а кровь.
Больных не только по ли, но и поливали березовый соком, а женщины умывались им для пущей красоты и молодости. Но перед этим непременно купались в собранной заранее дождевой воде или припасенном хозяевами талом мартовском сгеге, который к этому дню, по поверьям, накапливается целительные свойства. Говорили, что бояться болезни его, как соль - воды, воск - огня.
Выходя на улицу в этот день, наблюдательный крестьяне обращали внимание на направление ветра. По поверьям, тёплый Южный ветер 11 мая приносит с собой здоровье. Люди говорили:" На Иасона ветер тепляк - здоровяк".
Лежачим больным, которые не могли выйти на улицу, помогали знахари: шепча специальный заговор, загоняли Южный ветер в ладанку, стоя после полудня на перекрёстке дорог. После её прикладывали к телу больного или вешали ему на шею, веря, что это принесёт облегчение, исцелит от л хорадки.
Солнечный день на Иасона вселял надежду, что лихорадки отпустят всех болеющих с начала весны.
Принимали знахари на Иасона и больных рожей. Это был лучший день для лечения такой напасти.
11 мая в народе считалось и днём покровителя коров и коз Мамантия. Говорили:" Святой Мамантий корова молоко даёт". Примечали, что к этому дню увеличиваются надо, потому что буренки уже вдоволь нагулялись на первой сочной травке. Ещё одним народным средством - парным молоком - потчевали в этот день больных.
12 мая Церковь чтит память девяти мучеников кизических (христианских святых, проповедовавших в городе Кизик (Малая Азия) и принявших там мученическую смерть) : Антипатра, Артемы, Магна, Руфа, Федота, Фавмасия, Феогнида, Феостиха, Фили она.
Эти святые поччитались на Руси как избавит ели от девяти недугов, особенно от оспы. Крестьяне молились им об исцелении от лихорадок, приходили в храм, зажигалки свечи перед домашними иконами.
В основе верования о помощи девяти мучеников немощных лежит предание об основанной в их честь монастыре близ Казани. После молитв и служб в святой обители стали в тех краях выздоравливает больные.
Кроме того, святые мученик и кизических слыли среди крестьян толкователями сновидений.
В народе день 12 мая считался днем целителей и избавление от хворей. Утром деревенские знахари приходили к болящим и читали над ними заговоры, в текстах которых упоминалось имена девяти святых мучеников.
После отправлялись целитель в лес за первыми целебными травами: молодой крапивой, мать-и- мачехой, подорожник ом, свежими веточка и, листьями, почками лесных деревьев и кустарников. Отвара и из них в этот день отпаивали больных, а запасенные впрок, они давали здоровье в продолжение года.
13 мая, на день памяти апостола Иакова (Якова) Зеведеев, изгнанные лихорадки, по поверьям, уходили на чужбину. Туда же отправлялись и другие болезни, вышедшие на свет ещё с первыми оттепелями. Тощие, изголодавшиеся, они жаждали накинуть я на первого встречного человека. Вряд ли кто из крестьян осмеливался в этот день отправиться в путь, не помолившись и не умывшись мартовский снегом.
На Якова знахари продолжали лечить людей.
Этот день считался удачным для избавления от глухоты.
В середине мая по - настоящему припекает, прогревает солнце, появляются целебные травы, почки, сок и листья деревьев. Все это шло на пользу больным, которых подкосили уходящий заморозки и весеннее ненастье. Мудрые знахари - травник и разумно использовал ли целебные свойства растений, сочетая их с лечебным воздействием заговоров.
Расправившись с лихорадками, крестьяне с новыми силами были готовы вступить в летнюю деревенскую страду.