Интересная Москва
Ахтырка
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн:
0, замечено за сутки:
1
вернуться на 99 стр. списка тем
"... по дороге, делавшей поворот направо вдоль границы усадьбы, дошли до главных въездных ворот в виде двух рустованных кирпичный Столбов, увенчанный белыми каменными шарами и, пройдя налево между ними, очутились в начале длинной прямой аллеи, обсаженной векавыми липа и. Мы медленно пошли по ней мимо парников и протяженного здания оранжереи с левой стороны и ряда служебных построек, домиков и дач - с правой и, выйдя на просторный парадный двор, в плане почти квадратной формы, с фонтаном посередине, остановились. Справа мы увидели красавицу церковь с белыми колоннами портиков и белым же декором на темно - вишневым фоне основных стен здания, а слева - большой, широко раскинувший свои крылья главный Усадебный дом с торжественные фасадом и куполом над его центральной частью. С боков двор завершали, с одной стороны кухня - здание с колоннами, с другой - большая дача. Все постройки - в стиле "ампир".
Вид через пруд с правого берега реки на величественный Усадебный дом - дворец с замечательной "жилярдиевской" верандой - полуротондой, на садовые порьики флигилей, на изящную пристань и прекрасно разделанный парк был запоминающе красив".
Так описывал свое посещение Ахтырки в 1921 году Д. С. Ганешин, много лет спустя помесьивший в сборнике "Панорама искусств" большой очерк, посвящённой этой подмосковной усадьбе.
В прошлом Ахтырка именовалась Денисов, Дудкино тож, и впервые она упоминается в грамоте великого князя Ивана III в 1504 году.
В 1649 году Дудкино принадлежало И. А. Панину, а затем её владельцем стал В. Н. Татищев ( 1686 - 1759) - знаменитый историк и горный деятель, президент Берг - коллегии, основатель Екатеринбурга и уральских горных заводов.
В 1743 году у В. Н. Татищев поместье купил князь И. Ю. Трубецкой, и с той поры до 1879 года оно оставалось во владении Трубецких.
В 1722 году, при Н. И. Трубецком, здесь была построена церковь во имя иконы Ахтырской Богоматери, после чего и село стало именовать я Ахтырской.
Вероятно, в эти же годы или несколько ранее в Ахтырке были сооружены деревянные Усадебный постройки и разбит небольшой сад. Но настоящее большое строительство здесь началось только в первой трети XIX века.
Усадьба князей Трубецких некогда была одной из самых красивейших в Подмосковье. Главные её постройки созданы в 1820-х годах блестящим мастером московского ампира архитектором А. С. Кутеповым. Это была единственная в Подмосковье усадьба, целиком выдержанная в духе ампира. Дом - дворец, увенчанный куполом, горделиво высился на холме над запруженной речкой Ворей.
Парадный фасадтусадебного дома украшали шестиколонный портик. Противоположный фасад был обращен к реке и саду. По сторонам главного дома стояли два флигиля, встроенные в тех же ампирных формах, что и главный дом.
Несмотря на внешний блеск, жить в этом доме, по воспоминаниям Е. Н. Трубецкого, было тесно и неуютно.
"Как и все старинные усадьбы того времени, она больше всего была рассчитана на парад, чем на удобства жизни, - писал. Н. Трубецкой про ахтырскую усадьбу. - Удобства, очевидно, приносили ь тут в жиртву красоте архитектуреому стилю. Парадный комнаты -" зало", "биллиардная", "гостиная", "кабинет" были великолепны и просторный, но рядом с этим - жилых комнат было мало и были они частью проходные, низенькие и весьма неудобные. Казалось, простора было много - большой дом, два флигиля, Соединенные с большим домом длинными галерея и, все это с колоннами "ампир" и с фамильными герба и на обоих фронтах большого дома, две кухни в виде отдельных корпусов ампир, которые симметрически фланкировали с двух сторон огромный двор перед парадный подъездов большого дома.
И, однако, по ширине размах этих зданий помещение было сравнительно тесным. Отсутствие жилых комнат в большом доме было почти полное. А флигиля с трудом помещали каждый небольшую семью в шесть человек. Когда нас стало девять человек детей, мы с трудом размещали ь в двухдомах... "
Дом окружали обширный липовый парк. К нему примыкал так называемый Верхний, пейзажный парк, а точнее - просто лес, который расчистили, устроили лужайки, а над аврагами перекинул лёгкие березовый мостки. Искусственных насаждений в нем почти не было. В глубине парка стояла двухэтажная беседка "Эрмитаж", увенчатая эоловой арфой, издававшей при порывах ветра мелодичный звуки.
По замыслу архитектора, на берегу Вори должна было быть устроена Египетская пристань - в духе древних пристагей на Ниле в "стовоатных Фивах.
Но этот замысел так и не был осуществлён, несмотря на то, что на одной из старинных литографий можно видеть Египетскую усадьбу как существующую.
Но это было, увы, всего лишь мечтание.
Живописную усадьбу в Ахтырке не раз изображали художники.
Последний владелец усадьбы из рода Трубецких - князь Н. П. Трубецкой - был председателем Российского Музыкального общества. При его участии и его материальной помощи была создана Московская консерватории.
В Ахтырку приезжали П. И. Чайковский, н. Г. Рубийншейн.
В 1879 году, чтобы выручить брата - Ивана Петровича Трубецкого, проигравшегося и попавшего в долговую яму - Н. П. Трубецкой был вынужден продать свое имение, которое затем переходил из рук в руки.
Последний хозяин Ахтырки - С. И. Матвеев - превратил усадьбу в процветающее хозяйство с оранжереями, где круглый год выращивались цветы.
Одну из дач в Ахтырке летом 1881 года снимал художник В. М. Васнецов, который написал здесь этюды "Пруд в затишье", "У опушки", "Осока", "Затишье". Здесь Васнецов работал и над своей известной картиной "Алёнушка", которую И. Э. Грабаря назвал обоятельной лирическое поэмой о чудесной русской девушке, одной из лучших картин русской школы.
До сих пор в Ахтырке сохраняется " Аленушкин пруд", запечатленный на полотен Васнецова.
В 1921 году Д. С. Ганешин ещё застал усадьбу почти целой, в то время здесь находился детский дом. Позднее А. Н. Греч в своём знаменитом "Венке усадьба" утверждал, что усадьбу в 1917 году поджог владелец Ахтырки - князь Е. Н. Трубецкой ( 1863 - 1920), чего не могло быть хотя-бы потому, что Е. Н. Трубецкой к тому времени никакого отношения к Ахтырке не имел.
Усадебный дом действительно сгорел, но позднее - в 1920-х годах. Постепенно разрушили ь и были разобраны флигели.
"Недавнее пепелище зарасло травой, крапивой и бурьяном, - с горечью писал А. Н. Грач. - Одиноко и оголенно стоит церковь, больше не ведёт никуда дорога, охваченная пилонамм въездных ворот... Над пепелище склонили свои ветви плакучие берёзы, точно на кладбище".
ОТ всего комплекса усадьбы уцелела только церковь Ахтырской Божьей Матери с трехъярусной колокольный, построенной по проекту А. С. Кутепоыа в 1821 - 1825 годах. Она принадлежит к числу выдающихся произведений московского ампира.
Сейчас церковь снова действует, но в предыдущие годы она была разорена и первоначальное убранчюство её - лепнина, живопись в технике "гризайль", окраска стен под серый мрамор - в значительной мере утрачено. Погибли иконы, роспись купола, белый с золотом иконостас.
Кроме церкви об усадьбе Ахтырке напоминают лишь подъездная аллея, обсаженная липа и и елями, да сильно одичавший пейзажный парк.
Книга :
Самые знаменитые усадьбы России
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.