Недалеко от Архангельского Н. Голицын купил ещё одну усадьбу, известную с начала XVII века, - Никольское - Урюпино. После продажи Архангельского тут выстроились новый Главный дом. Он ничем особенным не выделяется среди других барских домов первой половины XIX века:, такие же гладкие жёлтые стены, белые колонны и прямые карнизы. Этот стиль называется русской классикой.
Но с конца XVIII века сохранился здесь великолепный памятник архитекиуры - Белый домик. Домик совсем не маленький. Это летний дворец - павельон для приёмов и развлечений, построенный в 1780 году. Тонкость и изящество деталец отличают его архитектуру.
Внутри - великолепный зал со стенами, расписанными сверху донизу. Роспись очень богатая - серо-коричневые узоры по блестящему золотому фону. Роспись "золотого зала" выполнена по рисункам французского художника Ф. Буше и считается самой ценной в Подмосковье. На стенах комнат для отдыха нарисовано голубое небо, а в нем летают и веселятся розовые малыши - ангелочки, они называются "пути".
"Домик" стоит на пологом склоне над большим прудом, раньше весь склон перед ним занимали цветники. На другом берегу в селе видна красивая Никольская церковь. В XVII веке её сложил тот же мастер, что и церковь Михаила Архангела в Архангельском, - Павел Потехин, крепостной зодчий Одоевских.
После танцев гости могли гулять вокруг малого пруда с круглым островом посередине и любоваться на лебедей. Теперь парк заросии похож на густой лес.
К сожалению, усадьба Никольское - Урюпино не стала музеем, можно только догадываться о её было великолепиии.
О нем могли бы рассказать старые липы пяти аллец, которые расходятся от восточного входа. Говорят, маленький сын владельца как-то упал здесь, и аллее проложили по рисунку его рамтопыренной ладошки.
Мы можем представить, как в дни приёмов по залуипрохажиаались вельможи в красных камзолахс с голубыми лентами, со звездами иторденскими знаками, которые они не снимали, даже когда ехали в баню. Военные щеголяли мундирами гвардейских поляков. Накрахмаленные воротник торчали, на фраках блестелитзолотые пуговки. Из карманов свисали цепочки часов, часто по две, со множеством огромных печати. Тяжёлые завятые парики на головах прибавляли вельможпам величестаенности. У пожилых дам волосы были высоко взбиты, а на лицах были нарисованы "мушки" - искусственные родича: их рисовали для красоты.