Крепостные театры возникли в России в конце XVII века. Их создавали помещики, любившие театральное искусство и владевшие крепостными людьми. В конце XVII - начале XIX века крепостные театры открылись в столицах и губернскиз городах, а затем - в усадьба крупных помещиков. Вскоре таких театров было уже свыше 170.
Какие только пьесы не ставили в крепостных театрах! И оперы, и балеты, и весёлые интеркомедии, и одноактные пьесы. Их авторами были отечественные и зарубежные писатели, драматургии. Но большинство этих пьес были примитивными, входили в разряд так называемых домашних представлений. Короткая пьеска, сочиненная автором- любителем по случаю какого-либо семейного торжества, разыгрывалась в зале помешичьего дома силами доморощенных актёров.
У тех богатых помещиков, кто вкладывал в крепостной театр не только деньги, но и душу, были почти профессиональные театры. Самое большое количество крепостных театров существовало в Москве и Подмосковье. Театры были у С. Апраксина, А. Столы на, Г. Бибикова, А. Гагарина, П. Волокон кого, Д. Голицын, Н. Юсупова, И. Салтыкова, Н. Шереметьева и у многих других помещиков.
Цифры тоже подтверждают нам это: в один и тот же период в Москве существовало 53 театра, а в Петербурге - 27.