Археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий до революции много занимался пропавшими библиотека и. Он наметили планы поиска книжного собрания Ярослава Мудрого ( подземелье Софийского собора, лавра или Межигорский монастырь), а самой заветной мечтой учёного было вернуть библиотеку Ивана Грозного. В 1913 году Стеллецкий нашёл в музее города Пярну список томов, входивших в царское собрание. Там числилось восемь от редчайших рукописей и книг.
Мировая война прервала исследования. Лишь в тридцатые годы удалось вырвать у советской власти разрешение осмотреть подземные ходы Кремля и тоннель, соединяющий кремль с храмом Христа Спасителя. Поиски в храме скоро запретили, но зато Стеллецкому удалось осмотреть подземелье под угловой Арсенал ной башней и тоннель, который вёл от этой башни к Боровицкой и Тайницкой.
Известно, что Софья Палеолог, жена Ивана III, племянница последнего византийского императора, привезла на Русь старинные книги и рукописи на разных языках, в том числе на греческом, латыни, древнееврейском и арабском. Эта библиотека была преимущественно научно - исторической. Софья собирала хроники, договоры, воды законов. Опасаясь пожаров, Софья поручил архитектор Аристотель Фиораванти создать для книг специальное подземное хранилище. В подвалах Кремля хранил свою библиотеку внук Софьи, тоже великий книжник, Иван IV Грозный. Опись этой библиотеке составил греческий учёный Максим Грек, немало в ней потрудившийся. Западной Европе о её существовании сообщил побывавший в московском плену дерптский пастор Ваттерман. Он засвидетельствовал наличие в царской библиотеке многих античных произведений, в том числе сочинений Цицерон "О государстве" и "О законах", которые в других библиотеках сохранились лишь в неполное виде.
После смерти Грозного царя о его библиотеке надолго забыли. Одни считали, что она погибла во время пожара 1571 года, другие - что её в 1612 году съели погибавшие от голода поляки, осажденные русским ополчением в Кремле. Книги-то написаны на пергаменте, изготовлен ном из кожи.
Тем не менее уже в пору правления Софьи государев дьяк Василий Макарьев, пройдя по подземном ходу от Тайницкой башни мимо Успенского собора, наткнулся на забытый подземный ход возле Троицком башни и там обнаружил отгороженную железной дверью камеру. В двери было оконце. Посетив в него, дьяк разглядел множество кованные сундуков ( по описи, книги Ивана Грозного хранились в 231 сундуке). Царевна Софья предпочла замуровать каморку и скрыть существование хода, полагая, что эти секреты пригодятся ей в борьбе за власть.
При Петре и его преемника вновь предпринимались попытки отыскать библиотеку. Пономарь Конон Осипов, которому дьяк Макарьев доверил государственную тайну, искал книги ещё в 1736 году, но, похоже, царевна хитроумно скрыла все следы.
Огромный интерес с библиотеке Грозного проявлял и европейские учёные. Из Греции к царю Алексею Михайловичу приезжал метрополитен Папсий, из Ватикана - учёный монах Пётр Аркудий, из Польши - канцлер Сапега. К этому времени пропавшей сочинение Цицерон " О государстве" разыскивала вся Европа. И тем не менее ни иностранцам, ни князю Щербатову, который проводил раскопки под Кремлём в конце XIX века, не удалось обнаружить библиотеку. Когда-то все подземные ходы Кремля сообщали ь друг с другом, но в XVII веке эта система была разрушена, одни тоннели обвалились, другие были замурованы.
Потерпел неудачу и Стеллецкий. Через несколько месяцев после начала раскопок советская власть их запретила. Открытые учёным ходы замуровали, и работы было велено прекратить. Учёный так и не добрался до входа в тоннель между Тайницкой и угловой Арсенальной башней, где дьяк Василий Макарьев наткнулся на камеру с книгами.