Самая страшная авария в истории московского метро произошла там, где её никто не ждал.
17 февраля 1982 года на станции "Авиамоторная" сорвался один из поручней эскалатора. В результате пропало сцепление деталей лестницы с двигателем, и вся конструкция под тяжестью людей помчалась вниз, стремительно набирая скорость. Вообще для предотвращения подобных ситуаций на эскалатора предусмотрены тормоза. Один основной и ещё один запасной. В тот щлополучный день оба они не сработали.
В считанные мгновения все ехавшие на эскалаторе оказались внизу. Люди свалились друг на друга, а движущихся с огромной скоростью монстр продолжал сбрасывать в эту "кучу-маслу" все новые жертвы. Образовалась страшная давка, в которой за 110 секунд погибли 8 человек. Ещё пятнадцать были доставлены в больницы с тяжёлыми травмами и ранениями.
После этой трагедии по Москве долго ходили слухи о мучительной смерти людей, которые пытались выскочить с несущей я вниз лестницы, проламывали пластиковую балюстраду и падали на вращающиеся шестерёнки машины. К счастью, кровавая мясорубка оказалась лишь плодом человеческого воображения. По версии властей, эскалатор устроен так, что ничего похожего в принципе случиться не может. Люди действительно стремились вы прыгнуть, пластик действительно сломался ( его толщина составляет всего 3 миллиметра), но провалившиеся отделались лёгкими ушибами. Под самой балюстрадой всего в паре метров находится бетонной основание, никаких движущихся механизмов нет.
Власти не сообщили о происшедшего общественности. Даже сейчас сотрудники экскалаторной службы Московского метрополитена не любят вспоминать о трагических событиях. Удалось только вы пытать, что после того случая были усилены балюстраду и разработано новое устройство тормозного пути.
Но вот что писал о "Новое русское слово" в 1992 году ( статья Е. Манина "Юбилей эскалатора") : "Десять лет назад, 18 февраля, в газете" Вечерняя Москва " внизу третьей страницы была напечатана следующая" Информация " :" 17 февраля 1982 года на станции "Авиамоторная" Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуют." Из этой скромной заметки (а ничего иного в советской прессе об этой аварии больше никогда не появлялось) нельзя, разумеется, вынести должны впечатлений. Поэтому процитируем ещё" Новое русское слово " от 2 апреля 1982 года ( со ссылкой на журнал" Посев") : " По сообщениям очевидцев, в результате обрыва переполненного эскалатора несколько сот человек упало в продолжавший вращаться механизм, десятки были раздавлены, более сотни искалечено. Всё это происходило на глазах людей, двигавшихся на параллельном эскалаторе. Среди них возникла паника, вызвавшая дополнительные жертвы: несколько человек погибло в толчее". Здесь все верно.
Было 5 часов вечера, и спускавшийся к поездами эскалатор станции метро "Авиамоторная" (в то время один из длиннейших в Москве) был заполнен ехавшими с работы людьми. Вдруг в нем словно что-то оборвалась, и он начал набирать скорость. У его подножия возникла свалка, но в этом ещё не было большой беды. Возможно, будь ступени эскалатора из обычного пластика, последствия не были бы столь кошмарными. Но на Калининском радиусе были впервые в Москве широко внедрена эскалатор с доралюминевыми ступенями (рационализация!), материалом весьма вязким. И вот - в какой-то момент очередную ступень заклинило внизу, там, где она уходит под "гребёнку". Эскалатора я лента оборвалась и стала отсыпаться вниз вместе с людьми...
Но не только вид этого кошмара посеял панику на встречном эскалаторе. Многие, особенно молодые люди, в то время когда эскалатор ещё скользит вниз, пытались, запрыгивая на межэскалаторную панель и сбивая при этом укрепленнык на ней лампы, перебраться на соседний эскалатор. Некоторым это удалось.. Однако затем не расчитанное на такие нагрузки перекрытие проломилось... Под ним как раз и находились наиболее опасные элементы работающего механизма. Наконец, металлические ступени, оказавшихся под напряжением 380 вольт, стали причиной дополнительного массового поражения людей электрическим током.
Так эскалатор в тот злополучный день стал убийцей почти сорока человек, около полутора сотен было ранено и искалечено. Вывешенные в вестибюлях предприятий фотографии в траурных рамках с соболезнованиями " от парткома и месткома" - вот и все, чем почтило государство память очередных своих неудачных "винтиков", ибо ничто не имело право омрачать лучезарность "образцовоно коммунистического города", в котором метро всегда было на особом счету - как то едва ли не единственное, чем ещё можно было покорить иностранного гостя.
"Единственное, что ей понравилось в Москве, - это городской транспорт и полное отсутствие надписей на стенах и вагонах метро", - так описывал "Новое русское слово" впечатления от поездки по Москве ( в мае того же 1982 года) президента городского совета Нью-Йорка Кэрол Беллами.
Действительно, кровь со стен станции метро" Авиамоторная" была к тому времени давно смыта...
Что же заставило эскалатор сделаться убийцей? Как и в большинстве подобных случаев, к этому привело сочетание нескольких факторов: просчёт конструкторов, неквалифицированность и халатность персонала и, в частности, - преступная беззалаберность ремонтников, непосредственно перед аварией отключивших систему автоматической защиты.