До второй половины XIII века Москва, представлявшая собой небольшую, но важную в стратегическом отношении крепость, развивалась как бы сама в себе, в своём пространстве, хотя все беды русские её не миновала. Залетали сюда дружины князей, жгли Москву татаро-монголы, не щадили её засухи, эпидемии и другие напасти.
Дотошный читатель легко может убедиться, ознакомились с летописными сведениями, что и московское государство в силу географических особенностей и особого же склада местного Люда воевал в те годы гораздо реже, нежели другие города и местности Восточной Европы.
Накопили силу, однако, к рубежу XIII - XIV веков. Первым собирать земли московские стал князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, живший в 1261 - 1303 годах.
А уже во времена правления его сына Ивана Даниловича Калиты, началось трудное, наполненной драматический, радостными и горестными событиями возвышение Москвы.
Одним из первых политических и религиозных деятелей русского государства почувствовал громадную мощь Москвы, ещё не великой, митрополит всея Руси Пётр. Неоднократно он приезжал сюда из Владимира, где была митрополичья кафедра, любовался местными далями, подолгу вёл беседы с Иваном Даниловичем. В августе 1325 года они заложили в Москве первую каменную церковь Успения Богородицы (Успенский собор, одноглавый, белокаменный). Митрополит Пётр перебрался в Москву в 1326 году.
Неподалёку от того места, где должен был стоять жертвенник, митрополит собственными руками построил себе гроб и благословил Ивана Даниловичем, сказав: "Бог тебя поставит выше всех других князей и распространить город этот паче других городов".
Успенский собор стал не только стержнем архитектурного ансамбля, но и главной духовной святыней зарождающейся великорусской нации.
Вскоре, уже после смерти митрополита Петра, сюда из Владимира пересел ласт кафедра митрополита всея Руси. В Успенском соборе проходили торжественные богослужения, здесь располагался усыпальница московских митрополита и патриархом.
В 1470 году Успенский собор горел. Осенью следующего года митрополит Филипп повелел готовить камень для возведения нового храма, а мастера Ивашка Кривцов и Мышкин отправились во Владимир обмерять тамошний знаменитый храм. В 1472 году "прежний Успенский собор был разобраны из-за древности", мастера сделали разметку новой постройки, которая должна была превосходит владимирский собор в длину, ширину и высоту на три с половиной метра.
В 1474 году храм довели до сводов, и вдруг 20 мая на закате разрушила ь Северная сторона собора, а за ней и половина западной стороны. Стали сведующие люди ругать мастеров, а кто-то обвинил во всем землетрясение. Псковские же мастера посчитали, что во всем виноват раствор. Но когда им предложили продолжить работу, то они отказались по той же причине: забыли русские мастера за двести с лишним лет так называемого монгольского ига секреты раствора! И не мудрено. Жестокая данная зависимость не давала ни материальной, ни духовной возможности строить русским людям дорого стоящие, сложные сооружения.
В конце июля 1474 года великий князь Иван III Васильевич отправил в Венецию Семена Толбухина, и на следующий год посол вернулся в Москву с Аристотелем Фиораванти, зодчим и инженером. Аристотель похвалил русских мастеров за гладкость кладки, очистил от мусора и от остатков стен строй площадку, соорудил кирпичный заводик возле Андронникова монастыря и стал копать траншеи под фундамент. Итальянский зодчий скоро взялся за возведение храма, но митрополит Геронтий воспротивился, вынудили иностранца съездить во Владимир, где стоял знаменитый Успенский собор, чтобы храм в Москве строить по русскому, а не по итальянскому образцу.
12 августа 1479 года храм Успения Божий Матери был посвящён. Высота основного объёма храма равняется 22, 5 метра, высота всего сооружения - 45 метров.
Аристотель Фиораванти применил новые методы строительства, тонко использовал архитектурные элементы, модные в Западной Европе и полббившиеся вскоре русским зодчим.
Судьба Успенского собора связана со многими событиями, оказавшими влияние на судьбы Москвы и государства в целом. Так, например, в 1812 году здесь, в святом для всех россиян месте, французский император Наполеон пытался узнать от священника Михаила Онуфриева (Пылаева), где находится "под собор ход". Священнослужителя били, угрожали убить его, издевались над ним. Он тайны не выдал. Когда французы бежали из Москвы, оказалось, что главная русская святыня опозорена и разграблена.
А в 1910 году над святыня и Успенского собора надругался русский воришка, 18-летний золотых дел мастер, не будем упоминать его имя, много чести дляигеростратов. Каким-то образом ему удалось ночью пробраться в храм, снять с иконы Владимирской Богоматери веник из кованного золота и 602 бриллиантами с других икон. После этого вор забрался в иконостас и стал дожидаться удобного момента для бегства. Начальник московской сыскной полиции А. Ф. Кошкой догадался, что вор прячется в храме, и трое суток сыщик не покидали собор. Наконец вор несчастный вышел из укрытия и попросил у людей хлеба: голодной было юношей сидеть в золотом укрытии с наворованными сокровищами.
В мае 1918 года в Успенском соборе прошла последняя служба, с этого времени соборы Кремля стали музеям.
В 1979 году, после юбилейный празднеств по случаю 500-летия со дня посвящения, храм закрыли для реставрации.
В 1990 году исполком Моссовета постановил вернуть Успенский собор верующим.