В 1462 году, а по некоторым сведениям в конце XIV века, неподалеку от Кремля, на Псковской горке, что на улице Варварке, стояла церковь Покрова Божиец Матери, которую называли по приделу церковью Георгия Великомученника. Важно отметить, что практически все церкви Святого Георгия в Москве, возводимые до начала ХХ века, назывались именно так: Святого Георгия Великомученика. К Великомученнику шли прихожане, а не к Победоносцу! Потому что добрые люди в церковь ходят не за победой.
В 1658 году на белокаменном фундаменте старой возвели новую церковь, которую народ назвал "Егорий Каменный". Место здесь было бойкое, об этом говорят "приметные" названия церкви, образные в русском народе, часто одним словом или выражением дававшем точную, запоминающуюся характеристику места и времени.
"Подле Варварского кресца у тюрем", - говорили в XVI веке, потому что Варварка выходила на крестец - перекресток из четырех улиц неподалеку от Государева тюремного двора.
"На Псковской горке". Горка тут всегда была. Но Псковской ее назвали после того, как здесь поселились псковичи. Вот - история. Присоеденил великий князь Московский Василий III Псков к Москве, поселил буйных, тяготевших к самостоятельности влиятельных людей Пскова в стольный град в полукилометре от Кремля к себе под бочок и успокоился. Жили псковичи, теперь уже - москвичи, на берегу реки Москвы, детей рожали, время шло - ушло.
Сейчас вряд ли сыщешь среди обитателей столицы потомков тех выходцев из Пскова, а Псковская горка осталась. "Что на пяти улицах" - говорили в 1674 году. "У старых тюрем". "На пяти улицах Трегубова"... Менялись хозяева, цари, жизнь. Не менялось название церкви Георгия Великомученника. Даже в XVIII веке, когда Россия одержала великие победы, церковь по-прежнему называлась так. Во время пожара 1812 года храм сильно пострадал, но уже через 6 лет" иждивением московского купца П. Ф. Соловьева" церковь восстановили, пристроили к ней колокольню. Великую победу одержал русский народ.
Казалось, сам случай повелел добавить к Георгиб Великомученику второе его имя - Победоносец, но ни у кого и в мыслях этого не былр. Почему?
Потому что самые великие мучения в той войне претерпела Москва? Нет.
Причина кроется в отношении московского люда к образу святого страстотерпца. И к своему городу. И к себе самим. Мудрые люди о победах не кричат, потому что обратной стороной любой победы являются великие мучения и столь же великий труд.
В ХХ веке церкви в России оказались не у дел. Даже те, которые не снесли. Сич участь не минула храм Георгия Великомученника на Псковской горке.
Долгое время церковь "стояла на государственной охране под номером 61", а у государства без нее дел хватало. Не ремонтировали ее. На церковной крыше дерево проросло, в рост, крыша на колокольни сгинула, будто ветром ее сдуло, купола продырявились, на колокольне купол накренился то ли от усталости, то ли от обиды. Многие лета прошли, прежде чем "охранник" вспомнил - и тоипо случаю - об объекте номер 61.
В 1964 году на берегу Москвы - реки построили громадный параллелепипед из стекла и бетона - гостиницу "Россия". Красивое здание. На его фоне жалкими казались старые улочки. Их снесли. Но церкви оставили, реставрировали. Получилось неплохо. Вдоль строгой стеклобетонной стены протянулась от храма Василия Блаженного церковная улочка, на краю которой церковь Георгия Великомученика стоит, словно бы страж при въезде на территорию гостиницы.
Охранять- то в Москве есть что. В 1967 году, когда строители приступили к сооружению северного пандуса (плавного спуска), неподалеку от церкви на семиметровой глубине обнаружили глиняный кувшин с уникальным кладом серебрянных монет!
Отреставрировали церковь под руководством Е. А. Дейстфельда в 1965 - 1972 годах. Но время опять разбежалось, и вот уже потускнели краски, появились в стенах трещены. Храм вновь нуждается в ремонте. В 1991 году церковь на Варварке возвращена верующим.
Ну а на месте гостиницы сейчас размещается парк.