Драматический театр им. А. С. Пушкина в Москве (Тверской бульвар, 23),, по преданию, был проклят знаменитой актрисой Алисой Коонен за то, что на месте кабинета режиссёра и основателя театра Александра Таирова, супруга Коонен, устроили туалет. Это привело актрису в ярость, и она произнесла слова проклятия.
Чертовщина началась после смерти Коонен: сами собой трескались зеркала, гасли люстры, переворачивались картины. Театр хирел: постановки оказывались неудачными, публика не шла...
А время от времени сотрудники театра встречали в коридорах призрак Алисы или видели ее прозрачный силуэт на последних рчдах. Это всегда предвещало, что очередной спектакль провалится.
Так продолжалось несколько десятилетий. Но как-то во время представления на сцену вылетела огромная тропическая бабочка необыкновенной красоты. Она покружилась над подмосками и скрыласьза кулисами. Говорят, что это была душа Алисы Коонен, которая прилетела попрощаться с театром.
С тех пор все безобразия прекратились, театр стал опять процветать. Но в темных пустых коридорах порой раздаются легкие женские шаги... Или ещё мелькнет в коридорах силуэт мужчины в черном фраке - значит, вскоре в театре сменится руководство. Мужчина в черном - не кто иной, как сам Таиров.
Дважды в месяц, по нечетным числам, по Тверской прогуливается полупрозрачный огромный чёрный кот. Он выходит из стены одного дома на нечетной стороне улицы и исчезает в стене дома напротив. Говорят, именно это животное стало прототипом булгаговского Бегемота.
Встреча с приведением черного кота сулит неприятности. Как-то он явился директору московского Музея кошки Андрею Абрамову. Наутро, придя в музей, директор обнаружил там разгром: неизвестные злоумышленники сломали и уничтожили значительную часть экспонатов. Кстати, кот Бегемот - единственный московский "экземпляр", занесенный во "Всемирную энциклопедию привидений".
В доме номер 17 по Тверскому бульвару часто по ночам сам собой загорается свет, слышатся звуки рояля. Когда-то владелицей особняка была барыня Крекшина, которой цыганка предрекла, что та умрет ночью без покаяния. Стремясь доказать, что цыганки все врут, дама перестала спать ночами, постоянно устраивая званые приемы и игры в преферанс, продолжавшиеся до самого утра. Всю ночь в доме звучала музыка и горел свет.
Но однажды Крекшина заболела и вынуждена была лечь в постель. Уснула, да так и не проснулась. Говорят, и после смерти барыня не нашла себе покоя: ей по-прежнему кажется, что она принимает гостей - в доме переодически само собой зажигается электричество, обитателей тревожат звуки старинной музыки.
На Мясницкой в XIX веке стоял дом богачей Кусовниковых. Пожилые супруги были патологически скупы: ни с кем не водили дружбы и даже не держали прислуги. Предание гласит, что по ночам они не спали, а катались по городу в экипаже, прихватив с собой шкатулку со всеми сбережениями: опасались, что ночью в дом залезкт грабители.
Свои деньги Кусовниковы все время перепрятывали с места на место, чтобы никто не догадался, где они лежат. Однажды, собираясь в поездку в имение и опасаясь, что их ограбят в дороге, супруги решили спрятать шкатулку в камин дворницкой. В их отсутствие ни о чем не подозревавший дворник развел в камине огонь, и купюры сгорели. Старуха Кусовникова, узнав об этом, скончалась на месте от разрыва сердца.
Овдовевший старик долго обивал пороги банков, пытаясь обменять обгоревшие клочки ассигнаций на новые банкноты. Но это ему не удалось. И по сей день по вечерам возле дома номер 17 по Мясницкой (возле станции метро "Чистые пруды") видят седого старичка в старомодном пальто, причитавшего: "Ох, денежки мои, денежки!"
Согласно поверью, того, кто встретит его, в ближайшее время ожидают денежные потери.
В конце Сретенки, возле нынешней станции метро "Сухаревская", стояла когда-то сторожевая Сухарева башня. Там Петр I поселил своего соратника, знаменитого чернокнижника Якова Брюса. В верхнем ярусе башни Брюс устроил обсерваторию, откуда, как гласят московские легенды, по ночам выпускал "железных птиц с человеческими головами".
После его кончины в окнах башни ночами видели слабый свет, а кто-то собственными глазами наблюдал и самого покойника. В 1934 году башню решили снести. Почему-то ее не взорвали, а разобрали по кирпичику. Вроде искали "Черную книгу", но так и не нашли. Ныне власти хотят восстановить Сухареву башню как памятник архитектуры. Однако этому все время что-то мешает. Может, потсторонние силы?
Иногда в подворотнях Сретенки видят странного сухощавого старца в старомодной одежде. Это будто сам Яков Брюс, оставшийся без пристанища. Хотя, возможно, колдун после смерти просто нашел способ проникать в другие измерения и лишь ненадолго посещает нашу реальность...
В московском особняке на Сухаревской, где сегодня располагается Институт скорой помощи имени Склифасовского, раньше находился странноприимный дом графа Шереметьева, а позже больница для бедных. Многие пациенты умирали без покаяния. Говорят, их неприкаянные души до сих пор бродят в подземельях под больничными корпусами. Иногда выходят и на поверхность: персонал и больные видят каких-то странных людей, одетых в лохмотья.
Но встречаются в "Склифе" и современные привидения. Вот рассказ главы московских диггеров Вадима Михайлова:
- Не так давно мы с одной группой на по долгу службы попали в межподвальный этаж института. И вдруг я заметил : на потолке появилось прозрачное пятно. Оно постепенно приобретало форму и превратилось в женщину в ночной сорочке. Правда, дама так быстро исчезла,, что я даже вскрикнуть не успел.
Но история имела продолжение. Во время того спуска я полу травму и попал в отделение травматологии. Лежу на кушетке и вижу, как мимо меня на каталке провозят труп женщины. Пригляделся и увидел ту же самую девушку, которая явилась нам несколько минут назад. Расспросил санитаров. Оказалось, девушка покончила с собой.
И вот что примечательно: чем дальше простирает мегаполис щупальца своего новостроя на земле и под землей, тем чаще люди видят обитателей иного мира. Похоже, что души усопших устраивают что-то вроде "марша протеста" против бизнес - перестройки российской столицы.