Все наверняка знают оперу Римского- Корсакова "Садко", многим с детства памятна эта былина о новгородском купце, по которой еще в сталинские времена был снят большой красочный мультфильм. В 2018 году на экраны вышла новая фантазич отечественных аниматороа, в которой мотив былины угадывается болееичем приблизительно, но речь сейчас идёт не о том. Вопрос в другом: был ли у Садко реальный прообраз и куда в золотую эпоху новгородской торговли плавали купцы из древнего русского города?
Былина о Садко относится к новгородскому циклу, возникновение которого исследователи датируют XII столетием, то есть временем упадка Киевской Руси и расцвета Новгорода. Великий Новгород был крупнейшим русским торговым городом. Герой былины Садко - не привычный воин - богатырь, а купец. Когда-то он был беден, из всего добра имел одни "гусли звончаты", с которыми хаживал на званые пиры, веселил народ. Восхищенный мастерством песенника, Морской царьподарил игравшему на берегу гусляру трех рыбок- золотые перья. Выиграв спор с некими купцами, Садко за полученные в обмен на рыбок деньги закупил всяконо товару видимо-невидимо. И стал богатым гостем - купцом господина Великого Новгорода.
С товаром он плывет в Золотую Орду, где с выгодой его сбывает. На обратном пути на море поднимается страшный шторм, и Садко вызывается стать жертвой Морского царя, которому он давно не платил дани. Попав в подводное царство, герой былины по приказу царя три дня кряду играет на гуслях, а тот со свитой танцует. Из-за плясок на море происходит сильное волнение и гибнет много людей. К Садко приходит святой Микола Можайский, он же Николай Чудотворец, по совету которого купец рвет струны на гуслях. Повеселившийся на славу Морскоц царь предлагает Садко взять в жены любую из его дочерей. По совету святого купец остановил свой выбор на Черна-девушке. Проснувшись на следующее утро, герой былины оказался дома. В благодарность он строит собор святому Миколе Можайскому.
Сторонники исторической школы считают, что древнейшей основой былины о Садко была песня о летописном новгородском купце по имени Садко Сытиныч ( Садко Сыттнець), которого аж двадцать одна летопись за 1167 год упоминает как строителя церкви Бориса и Глеба в Детинце в Новгороде. До наших дней она не сохранилась, просуществовав где-то до XVI века.
Подобные сказания не возникают просто так, они всегда в поэтической форме отражают исторический опыт народа, создавшего эти былины. Сведения из былин подтверждаются историческими хрониками, летописями, архиологическими находками. Великий Новгород, один из древнейших русских городов, благодаря исключительно выгодному географическому положению на стыке водных путец в направлении запад - восток и север - юг уже в IX веке стал важным центром торговли с восточными странами - Волжской Булгарией, Хазарским каганатом и даже арабским миром, а затем и с Западом, со странами Прибалтики. Более того, если до XI века основная часть заморской торговли проходила через Киев, то с этого времени роль основного центра переходит к Новгороду. И в дальнейшем на протяжении нескольких столетий значительная часть внешней торговли оставалась в руках новгородских купцов.
В наиболее часто посещаемых зарубежных балтийских портах новгородцы основывали свои фактории. Так, в Висбю - главном городе острова Готланд в Центральной Балтике - они имели свои дома, склады и церковь. По некоторым данным, это была церковь святого Николая, покровителя всех плавающих и путешествующих. В городе Гарда на Готланде на стенах православной церкви обнаружена фресковая живопись, выполненная, вероятнее всего, русскими мастерами. Историки предполагают, что это была церковь русской колонии. Каменная русская церковь святого Николая стояла также в древней столице Швеции - городе Ситгуне.
Русские постоянно жили и в Линданисе ( Колывани) - эстонском городе, располагавшемся на месте современнонр Таллина. Существовал новгородский гостевой двор и в Киеве. Об интенсивности морских торговых связей Великого Новгорода с Западом свидетельствует и раннее появление в нем готского и немецкого "гостевых" торговых домов.
Новгородские суда плавали на запад путем, во многом совпадающим с указанным в былине о Садко. Ученые полагают, что морские суда из-за сравнительно большой осадки не могли преодолевать пороги на Волхове и добираться непосредственно до Новгорода, в то время как невские "Ивановские пороги" были для них доступны. Поэтому именно русский город Ладога, расположенный в 13 / 14 километрах от впадения Волхова в Ладожское озеро, был местом, откуда отплывали морские суда. В пользу этого свидетельствуют и исландские саги о норвежских королях. Результаты же археологических раскопок свидетельствуют, что Ладога, вероятно, была и портом перегрузки и пересадки смречных судов на морские, и центром строительства и снаряжения морских судов.
По морю новгородцы плавали на "заморских" лодьях (так называли ладьи в северных говорах) , которые представляли собой относительно крупные палубные суда, снабженные "чердаком", то есть надстройкой. Основу корпуса у них составлял мощный киль и шпангоуты из так называемых кокор, то естьикривых стволов деревьев. К ним крепилась дощатая обшивка. Конструкция этих судов сложилась в результате взаимодействия традиций каа восточнославянских, так и норманнских судостроителей. Полагают, что заморские лодьи новгородцев имели приблизительно следующие параметры: наибольшая длинна около 20 м, ширина 4, 5 - 5, 5 м, осадка до 2м. Водоизмещение их могло достигать 100 тонн. На съемной мачте поднимался рей с прямым парусом площадью 70 - 80 кв. м. Релевое весло устанавливалось с правого борта.
Из Ладоги лодьи выходили в озеро Нево ( ныне Ладожское озеро) и плыли до истоков реки Невы. Далее по Неве они выходили в Котлин - озерои( Финский залив) и заходили на остров Котлин, где была стоянка русских лоцманов. От Котлина новгородские гости плыли нс юг вдоль берега Чудской земли до Колывани. Там суда готовились к пути через море. Те купцы, кому было нужно на остров Готланд или в немецкий Любек, продолжали путь на запад вдолььберегов, которые в то время преимущественноиконтролировали- славянские племена. Пройдя мимотострова Сааремаа, суда добирались до Висбю наиГотланде, а уже после стоянки продолжали путь в Любек. Новгородцы, направлявшиеся в шведскую Сигтуну или в Данию, из Колывани поворачивали на север к побережью Финляндии. От Порккала - Удда вдоль берега плыли в Або (ныне Турку) и, пройдя южнее Аландских островов, достигали Сигтуны. Следуя вдоль шведского берега, современники Садко добирались и до Дании.
Конкуренты, в первую очередь датчане и шведы, часто противодействовали новгородской торговле на Балтике. Так, в 1142 году три новгородские лодьи, шедшие с ценными товарами, повстречали в море целую шведскуб флотилию в составе 60 судов, которая следовала к берегам Финляндии. При этом на флагманском корабле находились шведский князь и епископ, которые, очевидно, и приказали напасть на русских "схизматиков". Шведы атаковали и, несмотряина яростное сопротивление новгородцев, захватили лодьи. По сообщению Новгородской летописи, при этом погибли 150 русских. В 1157 году датский король Свен III захватил близ Шлезвига новгородские торговые суда, а находившиеся на них товары раздал в счеттжалования своему войску. А из жалованной грамоты римского императора Фридриха I Барбароссы городу Любеку известно, что средиикупцов, приезжавших в этот город с востока, больше всеготбыло новгородцев.
В 1164 году шведы осадили Ладогу, но были отражены с большим уроном и отступилиик реке Вороной ( ныне Воронежка), впадающей в Ладожсскоеиозеро. Подошедшие на помощь осажденным князь Святослав с новгородскими ратниками полностью разгромили агрессоров. При этоммиз 55 шведских кораблей новгородцы захватили 45. В ответ на осаду Ладоги они в 1178 году разгромили шведские прибрежныемгорода на юге Финляндии, следствием чего стало преследованиеиновгородцев на Готланде и в Швеции. Новгородцы в ответ закрыли все свои гаваниидля шведских и готландских судов, поэтому торговля какое-то время велась лишь по южным берегам Балтики, заселенным вплоть до Ютландского полуострова преимущественно славянскими племенами.
В 1188 году новгородцам совместно с эстонцами и карелами и вовсе удалось взять штурмом и разорить шведскую столицу Сигтуну. Профессор Владимир Васильевич Мавродин отмечал, что дойти до Сигтуны, расположенной в самом удаленном от моря месте побережья озера Мелар, в 30 километрах от берега моря, можно было только, хорошо зная фарватер, через протоку Стокзунл, у которой был построен Стокгольм, и само озеро Мелар. Взятие шведской столицы, прекрасно укрепленой высокими стенамиии башнями, окруженной непроходимыми болотами и скалами, также свидетельствует о наличии у новгородцев и их союзников сильного флота и многочисленого войска. Любопытен и тот факт, что новгородцы увезли из Сигтуныбольшие медные врата одного из храмов и поставили их в Новгородском Софийском соборе.
Тааков был золотой век новгородской торговли на Балтике, славный не только большими барышами, но и необычайными приключениями, порой с участием самого Морского царя, и большими военными потрясениями.