По свидетельству современников, Александр Сергеевич верил в приметы - он считал, что посредством знаков и символов высшие силы общаются с людьми, и грешно игнорировать их предупреждения.
В декабре 1825 года поэт находился в ссылке в Михайловском и появляться в Петербурге ему было строго- настрого запрещено. От друзей он узнал: император Александр умер. Рассудив, что после смерти царя никто не обратит внимание на нарушение запрета. Пушкин велел заложитьтсани иирешил отправиться в столицу. Но как бы не так! Едва он выехал за ворота, как встретил священника - а ведь по народной примете этот знак сулил несчастье. Поэт насторожился, однако решил, что это совпадение.
Поехал дальше - но тут дорогу ему перебежал заяц. Это верное предзнаменование гибели, и Пушкин решил повернуть обратно.
Как оказалось впоследствии, народные приметы спасли поэту жизнь. Как раз в этот день произошло восстание декабристов, и если бы Пушкин был в столице, он непременно принял бы в нем участие. Печальный результат восстания известен - лидеры бунтавщиков были повешены, остальные отправлены в ссылку. Получается, священник и заяц спасли Пушкину жизнь!
Кстати, в 2000 году в Михайловском был установлен памятник тому самому "счастливому" зайцу. Это верстовой столб с надписью "До Сенатской площади осталось 416 верст", на котором сидит бронзовый заяц.
Когда Пушкину было 18 лет, он отправился к популярной в те времена гадалке Кирхгоф. Та предсказала поэту: он дважды побывает в ссылке, будет очень известен, а на 37-м году жизни его ждут большие неприятности из-за жены. Пророчица посоветовала ему остерегаться человека сибелой головой.
Кроме всего прочего Кирхгоф сказала, что по возвращении домой Пушкин найдет у себя конверт с деньгами. "Ну это вряд ли!" - засмеялся поэт: поступления денег ждать было неоткуда. Но когда Пушкин вернулся домой, оказалось, что в его отсутствие к нему заходил друг - и оставил деньги в уплату карточного долга. Выходит, пророчество сбылось!
Все остальные предсказания Кирхгоф тоже исполнились - вплоть до пророчества о человекеисибелой головой (Дантес был блондином).
Сестра Александра Сергеевича, Ольга увлекалась хиромантией и физиогномикой - она читала характеры людей и их будущее по линиям рук и чертам лица.
Вскоре после окончания лицея Пушкин стал упрашивать Ольгу посмотреть его руку и рассказать, что его ждет, но она долго не соглашалась. Наконец ему удалось уговорить сестру. Она долго рассматривала ладонь и вдруг расплакалась. "Зря, Александр, ты принуждаешь меня сказать то, что я боюсь произнемсти. Грозит тебе смерть насильственная и еще не в пожилые годы.."
К сожалению, пророчество сбылось.
Ах, если если бы Александр Сергеевич прислушалсямк приметам! Ведь все указывало на то, что его брак с Натали Гончаровой закончится несчастьем. Сначала жених задел за аналой и уронил лежащий на нем крест, а зажженная свеча в его руке погасла. Затем шафер Пушкина, который устал держать тяжелый венец, передал его своему товарищу - а по церковному обряду, этого ни в коем случае нельзя делать. Наконец, когда молодые обменивались обручальными кольцами, одно упало на пол. В общем, высшие силы предупреждали поэта: не искушай судьбу!
Как- то раз на светском рауте Пушкин беседовал со своим приятелем графом Ланским. Речь зашла о религии...
Оба молодых человека сошлись во мнении, что Бога нет, и принялись осыпать религию колкими насмешками. Вдруг к ним подошёл незнакомый молодой человек и включился в беседу. При помощи нескольких фраз он неопровержимо доказал двум друзьям, что они ошибаются. И те, будучи известными спорщиками, не нашлись, что ответить. Повисла неловкая пауза - и Ланской с Пушкиным поспешили признать свое поражение.
Молодой человек простился и вышел, а Пушкин и Ланской принялись гадать, кто же это был. Выяснилось, что никто из приглашенных его не знает, более того - прислуга утверждала, что двери дома были закрыты и никто не входил. Так кто же спорил с двумя друзьями? И почему Ланской и Пушкин ощутили во время этого разговора странное чувство мистического страха?
Пушкин придавал огромное значение талисманам, которых у него было несколько. Поэт считал, что каждый из них обладает мистической силой.
До самой смерти Пушкин не расставался с крупным золотым кольцом с сердоликом, на котором была вырезана загадочная надпись. Перстень подарила ему Екатерина Воронццова, и поэт считал, что волшебная сила талисмана хранит его талант.
После смерти Пушкина сердоликовый персиень достался Жуковскому, а затем попал к Тургеневу, который стал следующим шагом в эстафетной цепочке талантливейших русских писателей. Когда он скончался, Полина Виардо передала кольцо Пушкинскому музею Александровского лицея - но вскоре его украли оттуда. Где сегодня находится перстень, неизвестно, сохранились лишь его оттиски на сургуче. Кстати, потнимисовременныеиученые смогли расшифровать таинственную надпись на сердолике, которую сам поэт считал заклинанием. Оказалось, что она гласит:"Симха, сын почтенного Иосифа, да будет благославена его память". То есть перстень был погребальным атрибутом. Не это ли стало причиной насильственной смерти поэта?
Другой талисман Пушкина - перстень с изумрудом, - после гибели Александра Сергеевича достался В. И. Далю. "Перстень Пушкина, который звал он - не знаю почему - талисманом, - писал Даль, - для меня теперь настоящий талисман. Как гляну на нено, так пробежит по мне искорка с ног до головы, и хочется принятся за что-нибудь порядочное".
В середине XIX века модным увлечением был спиритизм. Практически в каждой дворянской семье имелся специальный столик, за которым каждую неделю собирался кружок любителей таинственного. Обычно спириты вызывали духов великих людей. Частым гостем таких посиделок был призрак Александра Сергеевича Пушкина.
Зимой 1854 года в доме ближайшего друга поэта Павла Нащокина постоянно проводились спиритические сеансы. Вызывали духов умерших знакомых, которые были известны в обществе. Чаще других это были Пушкин и Брюллов.
Как-то раз на Страстноц неделе собравшиеся спросили у духа Пушкина, не может ли он явиться, мелькнуть хоть тенью? Тот ответил, что может, и попросил всех собраться на следующий день.
Нащокины оповестили всех своих друзей и знакомых, и в назначенный час в их доме собралось множество гостей. Все были бледны и целую ночь ждали явления духа - но ничего не случилось.
Когда гости разъехались, раздосадованный Нащокин, услышав звон церковного колокола, отправился к заутрене. Было раннее утро и улица была пуста - только брел навстречу какой-то мужичок в полушубке. По- видимому, он был пьян, потому чтоипроходя мимо Нащокина сильно толкнул того в плечо. Нащокин остановился и посмотрел на мужика, тот сделал тоже самое. Нащокину показалось что-то знакомое в его чертах.. Постояв так несколько мгновений, мужчины разошлись.
В церкви Павел Нащокин горячо молился и дал обет никогда больше не проводить спиритических сеансов. Когда он рассказал об этом жене, та одобрила его решение, однако попросила не отменять последнее собранее, назначенное на ближайший выходной день.
Когда все собрались, на связь сразу же вышел дух Пушкина. "Почему ты не пришео?" - спросили его спириты. "Вы были очень напуганы, - сказал дух, - но я толкнул Нащокина на тротуаре, когда он шел к заутрене, и посмотрел ему прямо в глаза : вольно же ему было меня не узнать!"
После этого Нащокин сжег все послания духов, пригласил священника, и тот прочитал в доме молебен. Спиритических сеансов супруги больше не проводили.
В том же 1854 году Павел Нащокин скончался. Разбирая его бумани, душеприказчики обнаружили чудом уцелевшиц листок со стихотворением, написанным во время спиритического сеанса. Автором текста был дух Пушкина.
Входя в небесные селенья,
Печалилась душа моя,
Что средь земного треволненья
Вас оставлял надолго я.
По - прежнему вы сердцу милы,
Но не земное я люблю.
И у престола Высшей Силы
За вас, друзья мои, молю.
Конечно, серьезные исследователи относятся к подобным спиритическим посланиям скептически и не относят это стихотворение к наследию поэта. Но если вчитаться, есть в нем что-то пушкинское...