Многие за бугром уверены в том, что все сколько - нибудь нужное и полезное в мире создано амер канцами или западноевропейцами. И не верят своим ушам, когда узгают, что 80 процентов всех мировых изобретений принадлежит славянвм (и прежде всего русским).
Испокон веков Россия была богата талантливыми людьми, мыслящими, как бы нынче сказали, креативно и создающими удивительные вещи. Вот только патенты на свои изобретения они почему-то не получали вовремя. То ли оборотистости нашим Кулибиным не хватало, то ли надеялись на русское авось, то ли это у нас как-то и не принято было.
Зато иностранцы могли не только разрекламировать свое изделие, но и запатентовать его. Именно они и получили мировую известность, а не опередившие их русские изобретатели.
В 1741 году крестьянин Леонтий Шамшуренков подал винижегородскую губернскую канцелярию заявление "о сделании им коляски самобеглой", которая "будет бегать без лошади, только правима будет через инструменты (т. е. приводные механизмы) двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей, а бегать будет хотя через какое дальнее расстояние, и не только по ровному местоположению, но и к горе, буде где не весьма крутое место".
Но из-за бюракратических проволочек емк удалось изготовить ее только в 1752 году, в Петербурге. Испытания прошли успешно, и Шамшуренкову в награду выдали пятьдесят рублей. К сожалению, дальнейшая судьба самобеглой коляски историкам неизвестна. В архивах не сохранилось ни описания ее, ни чертежей.
Спустя 17 лет, в 1769 году, французский военный инженер Никола Кюньо испытал "малую телегу", приводимую в движение силой пара. Это транспортное средство можно считать первым автомобилем, если иметь в виду наличие двигателя. Но оно скорее было подобием паровоза, так как двигатель у него был паровым. И все же Кюньо знает весь мир, а имя нашего конструктора забыто.
В 1763 году механик Иван Ползунов разработал проект паровой машины. Ее постройка была завершена в 1765 году. Паровая машина Ползунова была первым в мире двухцилиндровымтдвигателем с работой на один общий вал. Причем двигатель мог работать без вспомогательного гидравлического привода, то есть на совершенно безводном месте. После успешного испытания машины императрица Екатерина II наградила Ползунова 400 рублями и чином капитан - поручика. В комиссии по приемке этого изобретения был шотландский инженер Джеймс Уатт. Он не преминул воспользоваться идеями русского изобретателя и в апреле 1784 года в Лондоне получил патент на паровую машину с универсальным двигателем.
В 1800 году крепостной Ефим Артамонов, мастеровой демидовского Нижнетагильского завода, построил первый двухколесный цельнометаллический педальный самокат (подобное устройство через много лет назовут велосипедом). А в 1801 году владелец завода отправляет Артамонова в "велопробег" по маршруту село Верхотурье - Москва, на коронацию Александра I, чтобы удивить молодого царя диковенным самокатом.
Императору изобретение понравилось, он пожаловал талантливому мастеровому 25 рублей золотом и "вольную", освобождающую от крепостной зависимости.
Вот только изобретателем велосипеда считается немецкий барон Карл Дрез, запатентовавший в 1818 году "машину для бега" (Laufmaschine). Это был всего лишь самокат, снабженный седлом и рулем. В настоящее время подобная конструкция звалась бы "беговелом".
Первый электродвигатель, состоящий из неподвижной и вращающейся частей, был изобретен в 1834 году физиком Борисом Якоби. Наиболее важным в его изобретении было открытие принципа беспрерывного вращательного движения.
А патент на электродвигатель получил Томас Дэвенпорт в 1837 году
Кто первым применил наркоз? На приоритет в области применения обезболивания при операции претендовали несколько врачец по обе стороны океана.
16 октября 1846 года американский стоматолог-ортопед Томас Мортон провел первую удачную операцию по удалению опухоли челбсти под наркозом.
В России первым применил эфирный наркоз Фёдор Иноземцев при полостной операции 7 февраля 1847 года. А через неделю после него Николай Пирогов провел свою операцию по удалению молочной железы у больной, страдавшей онкологическим заболеванием.
И всё же именно Пирогова в России называют крестным отцом наркоза. Благодаря его энергии эта новинка - обезболивание - в кратчайшие сроки стала неотъемлимой частью медицины. Уже летом 1847 года Пирогов вошел в историю как первый врач, применивший эфирный наркоз на поле сражения. Во время полуторамесячной осады русской армией аула Салты он провел около сотни операций с эфирным наркозом. А всего за свою врачебную деятельность сделал около десяти тысяч операций. Но о патентах при этом ему было думать некогда - ему важен был результат. Запатентовал же эфирный наркоз Томас Мортон.
Русский электротехник Александр Лодыгин приступил к опытам с искусственным освещением в 1870 году. Он первым в мире предложил в лампах вольфрамовые нити и закручивать нить накаливания в форме спирали, а также откачивать из ламп воздух и наполнять их инертным газом. В 1872 году он подал патент на изобретение лампы накаливания, а к к 1874 году запатентовал ее более чем в десяти странах.
Павел Яблочков, пытаясь усовершенствовать дуговые лампы, применял для изоляции каолин (белую глину). Неожиданно обнаружилось, что при высокой температуре каолин электропроводен. Яблочков запатентовал изобретение в 1876 году во Фоанции, а затем продемонстрировал свою "электрическую свечу" в Лондоне на выставке физических приборов. "Свеча Яблочкова" оказалась удобнее, проще и дешевле в эксплуатации, чем лампа Лодыгина.
Изобретение русских электротехников усовершенствовал потом американец Томас Эдисон. Но почему-то именно он считается в западном мире изобретателем электрической лампочки, хотя он всего лишь создал более- менее коммерчески успешный ее образец. В общем, предприниматель победил изобретателей.
В 1871 году Александр Лодыгин разработал проект водолазного скафандра, в котором для дыхания должна использоваться газовая смесь из кислорода и водорода.
Однако патент в 1878 году получил англичанен Генри Флюсс. Он считается изобретателем подводного аппарата с замкнутой схемой дыхания с использованием чистого кислорода.
Первый в мире самолет на собственные средства сконструировал и построил русский моряк Александр Можайский. Он был испытан в 1882 году. По утверждению очевидцев испытаний, которые проходили в присутствии представителей военного ведомства Российской империи и Русского технического общества, отрыв аппарата Можайского от земли "имел место". Полет длился несколько секунд, а самолет пролетел более 100 саженей (почти 200 метров).
И лишь через двадцать лет после этого совершили устойчивый управляемый горизонтальный полет на "Флайере - 1" американцы Орвилл и Уилбур Райт. Но Можайский не смог запатентовать свое изображение, а братья Райт патент получили.
7 мая 1895 года Александр Попов впервые публично продемонстрировал прием иипередачу радиосигналов на расстоянии. В 1896 году он передал первую в мире радиотелеграмму, в 1897 - м установил важность радиолокации при помощи беспроволочного телеграфа.
Но патент на изобретение радио первым получил итальянец Гульельмо Маркони в 1896 году.
Первым в мире лазер был создан в 1953 - 1954 годах советскими физиками Николаем Басовым и Александром Пррхоровым. Параллельно с ними такую же разработку вели американцы Чарлз Таусое и Артур Шавлов. Эти "конкурирующие фирмы" поделили в 1964 году Нобелевскую премию по физике. Однако до этого именно Таунс и Шавлов подсуетились и 22 марта 1960 года получили патент, подтверждающий их право на изобретение мазера, который сегодня мы называем просто лазером
Первый в мире пкрсональный компьютер был изобретен не американской фирмой Apple Computer, Inc., а советским конструктором из Омска Арсением Анатольевичем Гороховым в 1968 году. Авторское свидетельство номер 383005