В конце октября 1910 года вся Москва обсуждала невероятное происшествие: один за другим застрелились три известные в городе персоны - двое мужчин и одна женщина. Газеты наперебой предлагали свои версии трагического события. И в конце концов одна из них предположила: а не была ли троица самоубийц каким-то образом связана между собой?
Серебрянный век в России явил миру не только ослепительную плеяду гениальных поэтов, художников, музыкантов и танцоров, но и ознаменовал собой эпоху так называемого декаданса, основными мотиами которого были мрачность и тоска, неверик в христианские ценности и преклонение перед "дьявольским наваждением", отвращение к реальной жизни и эстетизация смерти. Повсюду, как грибы после дождя, плодились тайные клуб самоубийц, где не просто заигрывали со смертью, а реально сводили счеты с жизнью. При этом поводом к суициду мог послужить обычный пустяк: сломанный палец или невинная ссора между влюбленными. Конечно же, находились причины и повесомее: например, неверие в свои творческие силы, растраа казенных денег, а также проблемы сексуального характера. Эпидемия странных, таинственных и порой совершенно непонятных самоубийств охватила творческую среду. Но даже в контексте этих событий тройной суицид в Москве вызвал настоящий шок.
Николая Журавлева, юнкера 24 лет, в Москве знали как завзятого ловеласа и прожигателя жизни. Несмотря на то что богатый отец сделал его совладельцем семейного бизнеса - Барановской мануфактуры, Журавлев свободных денег никогда не имел. Все его доходы уходили на игру в карты, к которым он имел патологическую страсть. Ранее Жууравлев-старший всегда оплачивал долги сына, но на этот раз Николай проигрался в пух и прах, растратив ко всему прочему казенных денег в размере 25 тысяч рублей. Сумма огромная! Обратиться к отцу юнкер не посмел и бростлся в ноги к своей любовнице - артистке Москвоского Художественного театра Ольге Грибовой, жене крупного мануфактурщика шелковых и суконных товаров Алексея Назаровича Грибова. Журавлев просил ее в самые короткие сроки достать злосчастные деньги и тем самым спасти его репутацию. Ему было совершенно наплевать, каким способом Грибова это сделает. Ведь Оленьку, бывшую на порядок старше молодого повесы, Николай вовсе не любил. Он просто проводил время в компании красивой и обеспеченной женщины. Она же, охваченная всепоглащающей страстью, была готова ради Журавлева на все.
Ольга Васильевна Грибова была довольно посредственной актрисой и никакого следа в театральной истории России не оставила. Зато прославилась своей невероятной красотой, легкомысленным поведением и бесчисленным количеством поклонников. С мужем, богатым промышленником, который поселил ее в роскошном особняке в Чудовском переулке, у нее были весьма своеобразные отношения. Они то сходились, то расходились. Детей в семье не было, поэтому, не отвлекаясь на воспитание потомства Грибова вела довольно фривольный образ жизни. В нее был влюблен знаменитый миллионер Николай Рябушинский, уъаживания которого она достаточно быстро отвергла, чем нажила себе тайного врага. А примерно за год до роковых событий судьба свела ее еще с одним богачом, знаменитым миллионщиком Ниолаем Тарасовым, с которым у нее разгорелся страстный, но короткий роман. Тарасова актриса тоже бросила, переметнувшись в жаркие объятия вышеупомянутого Николая Журавлева.
Красавец миллионер Николай Тарасов был кумиром женских сердец все богемы Москвы. Владея состоянием в 3 миллиона рублей, которые он получил в наследство от отца, Тарасов стал настоящим меценатом, помогая и Московскому Художественному театру, и кабаре "Летучая мышь", которое открылось на его средства. Николаю Лазоревичу было всего 24 года, он обладал яркой красотой, эрудированностью и многочисленными талантами: писал стихи, пьесы, скетчи, пародии, делал эскизы костюмов и успешно занимался живописью. Женщины сходили по нему с ума. А вот он не умел радоваться жизни. Огромное состояяние развило в нем комплекс неполноценности: миллионер считал, что он нужен всем исключительно из-за денег. Да еще, как назло, влюбился в актрису Ольгу Грибову, которая буквально свела Тарасова с ума. Когда же Грибова променяла его на вертопраха Журавлева, Николай впал в тяжелейшую депрессию и страдал неимоверно.
Если для Анны Карениной роковыми стали два Алексея - каренин и Вронский, то Ольгу Васильевну Грибову привели к краю пропасти три Николая - Рябушинский, Тарасов и Журавлев. ВО всяком случае, после тщательного изучения дела следствие представило следующую картину событий.
Журавлев шантажировал Ольгу Грибову тем, что неприменно застрелится, если к вечеро 29 октября 1910 года она не достанет 25 тысяч рублей, и с нетерпением ждал ее телефонного звонка в условленное время. Грибова, страстно желая спасти возлюбленного, тем не менее не могла обратиться за деньгамик богатому мужу. Однако актриса посчитала, что подобная просьба никак не смутит бывших любовников. Она в отчаянии поехала к Николаю Рябушинскому, но тот категорически ей отказал, вполне насладившись местью брошенного мужчины. Затем она отправилась к Николаю Тарасову, уверенная, что этот благородный и щедрый человек обязательно ей поможет - в память о былых чувствах. Но Тарасов, который к тому времени вполне оправился от сердечных ран и крутил роман с актрисой Алисой Коонен, настолько оскорбился подобной просьбой, что буквально потерял дар речи. Почему он дожен спасать альфонса, который настолько бесчестен, что просит денег у женщины? Для чего ему выручать ничтожество, на которое Грибова его променяла? Несчастная Ольга Васильевна, получив одни отказы, ппозвонила любовнику на 10 минут позже условленного времени. Но было поздно: Николай Журавлев застрелился.
На следующий день, 30 октября, после панихиды по возлюбленному, Грибова возвратилась домой и в каком-то сомнамбулическом состоянии села ужинать с приятелями мужа. Практически не притронушись к еде,,. минут через 15 она встала и ушла в свою комнату, из которой тотчас же раздался звук выстрела. Стрелялась актриса неудачно м, прежде чем умереть, еще почти двое суток мучилась в больнице. В тот же роковой вечер в роскошный особняк Николая Тарасова позвонила незнакомква и дрожащим от слез голосом сообщила, что Ольга Грибова покончила с собой. Новость настолько потрясла Тарасова, что он заперся в доме и больше отттуда уже не выходил. Через день смерть Грибовой подтвердили утренние газеты. Вслед за этим известием красавец миллионер тут же застрелился.
Если с суицидом Журавлева и Грибовой все было более или мнее понятно, то в отношении самоубийства Тарасова у следствия возникло множество вопросов. Зачем понадобилось стреляться богатому, талантливому и не обделенному женским вниманием мужчине? Он уже охладел к Ольге, был счастлив с Алисой Коонен. ЧТо же заставило его нажать на курок? Чувство вины? Или боязнь осуждения со стороны аристического сообщества Москвы: мол, миллионер, а пожалел каких-то 25 тысяч и тем самым обрек на смерть двух человек? Но кто бы посмел осудить мецената, который практически содержал и МХТ, и "Летучю мышь" и вообще помогал всем, кому только мог? ЧТо же послужило причиной: вечная меланхолия Тарасова, его рання усталось от жизни, неверие в любовь? А может, ему просто потребовался повод уйти красиво и загадочно, как раз в духе Серебрянного века? По крайней мере, следствию отгадать эту загадку так и не удалось.
В начале ХХ века в богемной среде стало модно объединяться в любовные треугольники и даже четырехугольники, а потом совершать самоубийства вследствие крайне запутанных интимных отношений. Так, один за другим застрелились поэты Виктор Гофман и Всеволод Князев, поэтесса Надежда Львова и поэт Казанский, приняла цианистый калий знаменитая писательница Анна Мар и многие другие.