О том, чо в годы Великой Отечественной войны советским бойцам выдаввалась ежедневная порция водки, известно всем. Но мало кто знает, что впервые практика выдачи водки боевым частям Красной Армии появилась еще во время "зимней войны" с финнами 1939 -1940 годов...
Боевые действия тогда проходили в суровых погодных условяих, поэтому для поднятия духа солдат и "согрева организма" народный комиссар обороны Климент Ворошилов распорядился ежедневно выдавать солдатам и офицерам 100 граммов водки и 50 граммов сала. Солдаты сразу же эти ежедневные 100 грамм стали называть "ворошиловскими" или "наркомовскими". Знаменитый советский актер Юрий Никулин, служивший тогда в зенитной артиллерии, вспоминал: "Как только началась война, нам ежедневно выдавали по сто граммов водки в день. Попробовал я как-то выпить, стало проивно. К водке полагалось пятьдесят граммов сала, которое я любил, и поэтом порцию водки охотно менял на сало. Лишь 18 декабря 1939 года выпил положенные мне фронтовые сто граммов: в этот день мне исполнилось восемнадцать лет".
Во время Великой Отечественной практика выдачи водки в войсках возобнавилась. Приказом Народного комиссара обороны с 1 сентября 1941 года надлежало "производить выдачу водки в количестве 100 граммов в день на человека красноармейцам и начальствующему составу передовой линии действующей армии", Обратите внимание - водка полагалась не всему личному составу Красной Армии, а только фронтовым частям, непосредственно ведущим боевые действия. Тыловики о наркомовских граммах могли только мечтать.
Весной 1942 года порядок выдачи водки меняется. Теперь водка стала использоваться как своего рода средство "поощрения". С 15 мая 1942 года ежедневная выдача водки всем бойцам фронтовых частей ппрекращается - отныне регулярную порцию водки ( причем аж в количестве 200 грамм на человека) получают лишь части, "имеющие успехи в боевых действиях".
Все остальные бойцы получают 100 грамм водки только по праздникам: 7-8 ноября, 5 декабря( День Конституции), 1 января, 23 февраля, 1-2 мая, 19 июля ( День физкультурника), 16 августа( День авиации), 6 сентября (Международный юношеский день) и в день полкового праздника ( дата формирования части).
Не стоит думать, что Сталин или его приближенные так любили такие экзотические праздники, как День физкультурника или Международный юношеский день. Эти праздники здесь были явно "притянуты за уши" лишь для того, чтобы облюсти определенную регулярность и периодичность в выдаче спиртного.
Однако вскоре советские руководители решили, что с "200 граммами на человека" они все-таки хватили лишнего. Поэтому уже 6 июня 1942 года выходит постановление Государственного комитета обороны, по которому норма выдачи вновь была определена в 100 грамм, да и то для тех частей, которые ведут наступательные операции. Солдаты на тихих участках фронта по-прежнему могли расчитывать на водку только в дни праздников.
Но с наступлением холодов и началом тяжелых боев под Сталинградом в ноябре 1942 года ежедневная порция водки вновь была возвращена в войска, независимо от успешности боевых действий той или иной части.
Как колоритный штрих стоит отметить, что советским войскам, сражающимся на территории Кавказа, вместо 100 грамм водки выдавали 200 граммов крепленого или 300 граммов столового вина. Видимо, учитывался выский процент местных уроженцев в войсках Западнокавказского фронта, а для них водка была не очень привычным продуктом.
Лиш 3 мая 1943 года, когда зима была уже позади и наша победа в войне стала очевидной, советское руководство вновь вернулось к привычной схеме: "100 грамм в день только доя наступающих частей, остальным - по праздника" Такой порядок сохранится без изменений вплоть до конца войны.
К слову сказать, применение в вооруженных силах алкоголя и прочих антидеприсантов придамали не командиры Красной Армии. Так, матросы британского королевского флота в течении столетий выстраивались на палубе около полудня в ожидании "адмиралтейской чарки". До конца XVII века морякам ежедневно выдавалось пиво, которое былло легче сохранить в бочках, чем пресную воду. Постепенно янтарный напиток стали заменять вином, а в 1655 году, когда Британия захватила Ямайку, роль корабельного допинка окончательно отошла к рому. Конец этой традиции пришел 31 июля 1970 года - в день, который вошел в историю флота под названием "День черной чарки". В тот день матросыв последний раз получили свою порцию рома. Эту чарку подняли в честь королевы, после чего сосуды бросили за борт. "Это была настоящая смена эпохи, чертовски болезненная, - вспоминал один из британских морских офицеров, - Люди встретили ее в штыки. Матросы были очень этим недовольны".
Если же говорить о русской арми, то еще Петр I учредил во время вйны "винные порционы". Вплоть до 1908 года в царской армии строевым нижним чинам выдавали раз в неделю три чарки водки ( 160 грамм), нестроевым - две чарки. При этом у командира части было право по праздникам, во время маршей, ненастья и в иных соучаях самолично разрешать дополнительную выдачу водки.
В немецком вермахте солдатам официально водку не давали, хотя шнапса и вина в войсках было достаточно. Командование противника иначе решало проблему стрессов и депрессий, неизбежных в ходе боевых действий.
Немецкие солдаты регулярно применяли таблетки первитина - препарата наркатического свойства, относящегося к группе стимуляторов на основе амфетамина. Может быть, именно регулярным приемом наркотиков можно отчасти объяснить ту жестокость, с которой действовали немецкие олдаты на оккупированных территориях...