Яркое тому свидетельство - воспоминания И. А, Гончарова, который в 1852-1855 годах принимал участиев морской экспедиции на фрегате "Паллада". По долгу секретарской службы он должен был вести путевые заметки, что и делал блестяще, не упуская из виду ни одной мелочи. Попали в поле его зрения и консервы, которые Гончаров называл "пресервами": "Полезное изобретение - что и говорить! Но делов том, что эту провизию иногда есть нельзя: продавцы употребояют во зло доверенность покупателей; а проверить их нельзя; не станешь вскрывать каждый наглухо закупоренный и залитый свинцом ящик. После уже, в море, окажется, что говядина похожа вкусом на телятину, телятина - на рыбу, рыба - на зайца, а все вместе ни на что не похоже. И часто все это имеет один цвет и запах".
Из этого писательского наблюдения легко понять, что в России консервы по-прежнему вызывали недоверие. Но жизнь, а точнее, Крымская война 1853-1856 годов заставила пересмотреть отношение к ним. В Крыму у русской армии возникли проблемы со снабжением: солдаты сидели на черством хлебе. И тогда Александр II скрепя сердцем закупил на пробу партию английских консервов. А попробовать их заставил заключенных в тюрьмах! Тем деваться было некуда: они все съели - и нисколько при этом не пострадали, что подтвердила специальная врачебная комиссия.
Тогда царь дал отмашку на строительство консервного завода в Петербурге. Уже в 1870 году тот заработал на полную мощь, используя все иностранные наработки и активно создавая свои. Производство консервов становилось все более совершенным. Ушел в прошлое ручнной труд. Жесть, шедшеая на банки, стала гораздо тоньше: теперь рна легко поддавалась штыку, не нанося никакого урона. Да и консервные ножи появились. Свинец из состава припоя исключили - и консервы перестали быть отравой.
В общем, начиная с 1875 года консервы российского производства стали обязательным компонентом армейского сухого пайка. Больше всего солдаты полюбили тушенку: мясо, уже готовое к употреблению, сытое и вкусное.
И стоит признать, что альтернатива тушенке так и не появилась. Консервов, конечно, нынче не счесть. но армейский человек, выбирая между, скажем, красной икрой и тушенкой, в свой вещмешок положит последнюю - и не прогадает. Сил она дает гораздо больше!