История возникновения лагерей, подобных АЛЖИРу, восходит к далекому 1926 году, когда в Советском Союзе впервые сталять ни применказание не только к осужденному, но и к членам его семьи: родителям, детям, женам, братьям, сестрам. Для нх по советской традици сложилась еще одна аббревиатура: ЧСИР - члены семьи извменников родины. Личная неиновность ЧСИРов во внимание не принималась.
Вначале к изменникам относили военных, совершивших побег за границу. Позже по инициативе НКВД к ним приравнли осужденных троцкистов: их семьи лишали избирательных прав и ссылали в отдаленные районы Сибири на 5 - 8 лет. Чем дальше в историю уходили годы революции, тем больше преступлений квалифицировалось как измена родине.
Датой рождения Акмолинского лагеря следует считать 3 декабря 1937 года. Хотя официально АЛЖИР числился отделением Карагандинского лагеря - знаменитого Карлага, фактически он был самостоятельной структурной единицей ГУЛАГа, подчененной непосредственно Москве. Именно сюда доставляли матерей, дочерей, сестер и жен "изменников родины" и троцкистов. Зачастую это были даже не жены, а вдовы уже растрелянных мужей.
Арестовывать предписывалось всех, кроме беременных, глубоких старух, а также инфекционных больных ( у таких брали подписку о невыезде). Однако, по ввоспоминаниям бывших узниц и согласно архивным документам, попадали в лагеря и беременные, и женщины с грудными детьми. В АЛЖИРе находилось около 400 детей, не достигших 4 лет.
Все имущество арестованных, за исключением личного белья, одежды, обуви и постельных принадлежностей, которые они должн были взять с собой, подлежало конфиксации. Его свозили на склады НКВД, так сотрудники выбирали себе что получше, остальне продавалось через специальные магазины. Опчатанными квартирами тоже распоряжалось НКВД: именно из этих фондов многие чекисты улучшали свои жилищные условия.
Судебные процессы по делам жен и других родственниц не проводились. В отделении НКВД им вручали под распску копию решения так нзываемой "тройки". За этим следовал долгий этап в казахскую степь. Бытовала среди жен "изменников" горькая шутка: мол, сколько лет замужем была, столько и получишь.
Сколько таких женщин оказалось в лагерях? Точных сведенй нет, все засекречен до сих пор. Исследователи из "Мемориала" разыскали лишь одну записку наркома Ежова Сталину от 5 октября 1938 года: "По неполным данным репрессировано свыше 18 000 жен предателей, в том числе по Москве свыше 3 000 и по Ленинграду около 1 500". Вероятно, были и другие записки. В АЛЖИРе в 1938-м году содержалось 4 200 женщин.