Множество споров вызывал и такой вопрос: принимая посла, иностранный монарх спрашивал о здоровье русского царя и при этом разумеется, произносил царский титул. Должен ли он был в этом момент вставать и снимать шляпу?
Тот же Фомин заметил, что германский император не вставал и головной убор не снял, а "сидя на месте, тронул у себя на голове шляпы немного". Посол сделал императору замечание. от не отреагировал. Тогда русский посол заявил, что не будет продолжать разговор, пока император не встанет и не снимет шляпу. Аудиенция на этом закончилась.
В 1687 году был заключен лдоговор с бранддербургским курфюрстом. Отдельным пунктом в договоре прописывалось, что курфюст будет выслушивать титул русского царя стоя и без шляпы.
Наверное, международной политике существовали и более серьезные проблемы. Но московские дипломаты буквально зацикливались на соблюдении разного рода условностей. ОЧень часто это приводило к ненужным конфликтам.
Возьмем пресловутый вопрос о сниманиее шляпы. Проблема в том, что русские цари выслушивали титулы иностранныъ сонархов, не снимая короны. Иностранцы обращали на это внимание. Им разъяснияли, что у царя не шляпа, а венец, который он даже в церкви не снимает. Объяснение не выглядело убедительным.
Русские послы берегли "государву честь". Но часто не задумывались о чести иностранцев.
К примеру, европейских послов раздражало, что им запрещалось входить в царский дворец со шпагами. Дескать, переговоры нужно вести без оружия. Но у царского трона всегда стояли рынды, вооруженные топорами.
Иностранные послы должны были целовать царскую руку. Ну, это еще можно стерпеть. Но после поцелуя царь тут же - на глазах посла - умывал руку из серебрянного рукомойника. Иностранцы, естественно, обижалиь: "Точно обмывается для очищения".
Московские цари были столь высокого о себе мнения, что никогда не подписывали договоров, поскольку "цари и бояре ни к каким делам руки не прикладывают, для того устроены думские дьяки".
Вместо подписи цари давали клятву и целовали крест. Нарушение такой клятвы считалось смертным грехом. Н иностранным монархам у нас, видимо, не доверяли. По крайней мере Иван Грозный требовал, чтобы польский король прикладывался "в самый крест", а не "мимо креста, да и не носом".