Однажды царь Иоанн Васильевиич Грозный, выходя из Упенского храма, что в столичном Кремле, под руку с молодой женой - Марией Федоровной, повстречался с незнакомым старичком. Благообразный старец - седая борода до пояса - отвесил поклон прежде царской супруге, а после уже и самому государю.
Грознго такое непочтительное обращение возмутило до глубины души. Он тут же приказал схватить старца, а после доставить в свои покои, дабы лично провести допрос с пристрастием.
- Как же посмел ты, смерд, допрежь меня царице поклониться?- вскричал царь, грянув об пол посохом. Старец, не дрогну, отвечал:
- Не царице я поклонился, а святому страстотерпцу. Ибо сын, что у супруги твоей, государь, во чреве, примет смертьмученическую и станет через то заступником нашим небесным.
Задумался царь. Да, вещий старец правду сказал: Мария действительно носила под сердцем младенца, да никому пока, кроме самых близких людей, это было неведомо. Но... как же это государев отпрык сможет мученическую смерть принять? Какой ютый враг руку на него подымет, не убоится гнева царского? Нет, не может такого быть!
Старец словер угадал мысли царя и ответил на незаданный вопрос:
- Могуществен ты, государь, в делах земных, а вот Божьего промысла тебе не упредить. Что на роду написано, того не миновать. Ты смерти сына не увидешь, тебя он переживет. Но все ж погибнет в юном возрасте, и станет святым, как до того стали святымиБорис и Глеб, и многие тысячи людей будут обращаться к нему с молитвою.
Вопреки своему грозному нраву, царь отпустил старика.
Вскоре ( 19 октября 1583 года) Мария Федоровна родила сына, Уара - Димитрия. А через год умер Иоанн Васильевич, и его вдова с годовалым мальчиком была отослана в город Углич.