"Мосфильм". Как много в этом слове длч каждого из нас слилось!
Тысячи любимых кинокартин, соти знаковых актерских и режиссерских имен, десятки гектаров полезной площади с площадками длч натурных съемок, павильонами и техническими сооружениями. И тьма поразительных историй, накопившихся за целый век существования. Перескажем хотя бы несколько из них...
Режиссер Константин Бромеберг рассказывал, что на "Мосфильме" можно было познакомиться с совершенно удивительными людьми:
- Однажды режиссер Михаил Рома снимал фильмы про ленина, и там был эпизод ареста Временного правительства, когда выкрикивают фамилии министров. А фамилию одного из министров вспомнить никак не могли. Режиссер нрвничает, требует срочно фамилию. И вдруг из массовки выходит человек и говорит: "Этим министром во Временном правительстве был я".
Актеры "Мосфильма", игравшие Ленина и Сталина, в советское время были на особом положении. Им выделялось хорошее жилье, охрана, спецавтомобиль...
Обычно Сталина играл актер Михаил Геловани, который был лично знаком с вождем. Но однажды на роль утвердили артиста Алексея Дикого из Малого театра. Который тоже сразу получил почет, уважение и все прелагающиеся привилегии. А раз так, то Дикий решил и с прототипом пообщаться. Съездить к нему, например, на дачу. Просьбу артиста передали Сталину. И тот ответил: "Ну что ж, тварищ Дикий хочет изучать мою жизнь? Похвально! Пусть начнет прямо с Туруханского края!" ( там он в царское время отбывал ссылку). Больше Дикий ненужной инициативы не проявлял.
Мосфильмовские режиссеры и актеры. приглашенные в их проекты, не всегда ладили между собой.
Так, например, в 1936 году Михаил Ромм снимал в пустыне Туркменистана фильм "Тринадцать" - о противостоянии красноармейцев и басмачей. Одна из ролей досталась популярному тогда артисту Николаю Крючкову. И он вдруг стал чуть ли ни каждый день приходить на плащадку в нетрезвом виде. Ромм бушевал, грозился уволить Крючкова за пьянство. А тот с усмешкой отвечал, что уволить его нельзя - полфильма уже отснято. Актер прекрасно понимал, что никто его не прогонит. Именно этот фильм и именно с этими актерами был заказан лично Сталиным. Поэтому у Ромма, можно сказать, руки были связаны.
Но не стоит злить режиссера! Иначе он все равно найдет способ избавиться от нарушителя трудовой дисциплины. Когда Крючков в очередной раз прявился перед камерами подшофе, Ромм внезапно приказал ему : "Падай на песок!" Крючков подчинился и упал. И тут же услышал, что он теперь свободен и может идти дальше выпивать. Его героя только что застрелили басмачи... Кстати, фамилию Крючкова потом даже не вставили в титры.
Эльдар Рязанов был известен тем, что мог найти обий язык с любым артистом. И договориться с ним о чем угодно. Например, когда началась работа над фильмом "Берегись автомобиля", Рязанов в роли благородного вора Деточкина видел только Юрия Никулина. Роль вообще была написана специально под него. Но Никулин был прежде всего цирковым артистом. И зависел от графика гастролей. Когда выяснилось, что график съемок и график цирковых выступлений почти полностью совпадают, Рязанову пришлось искать другого исполнителя. Ему предложили кандидатуру Леонида Куравлева. Но Рязанов остановил свой выбор на Иннокентии Смоктуновском. А тот - ни в какую! Он недавно сыграл Гамлета в фильме Григория Козинцева. Гамлета! Принца Датского! А тут какой-то Деточкин. Нет и нет! Рязанов поехал на дачу к артисту, долго с ним беседовал... И уже на следующий день Смоктуновский появился на "Мосфильме" наголо побритый! Его все спрашивали: "Кто это тебя так?" Актер коротко отвечал: "Рязанов". Оказывается, режиссер, уговорив Смоктуновского на роль, решил подстраховаться и начать съемки с того эпизода, где Деточкин - бритый. Он прямо на даче лично лишил актера его собственной шевелюры. Раз уже даже побрит, то точно не отвертится! Но для надежности еще и расписку него взял, что тот ни при каких обстоятельствах не откажеться от съемок.
Фильм "Невероятные приключения итальянцев в России" был снят потому, что итальянский продюссер Дино Де Лаурентис заолжал "Мосфильму" деньги за предыдущий проект - фильм "Ватерлоо", снятый по его заказу Сергеем Бондорчуком. Продюссер не хотел отдавать долг или не имел возможности этого сделать, поэтому предложил вместо денежных выплат снять еще одну совместную картину. И чтобы прибыль от проката пошла "Мосфильму". Для экранизации Де Лаурентис выбрал сценарий Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского "Спагетти по-русски", но потребовал, чтобы в него были внесены значительные правки. Итальянец настаивал на большом количестве трюков, сцен с погонями... Когда сценарий подогнали под все требования продюссера, Рязанов сказал, что не завидует режиссеру, которому придется это снимать. По иронии судьбы снимать назначили именно его.
Работать с итальянцами было непросто. С ними постоянно возникали какие-то проблемы. Наприме, местный актер, которого Рязанов выбрал на одну из ролей, вдруг угодил в тюрьмму за неуплату налогов. А когда советские актеры прилетели в Рим, то съемки эпиодов с ними без конца откладывались по самым разным причинам. В итоге вместо трех дней, выделенных на командировку изначально, наши артисты застряли в Италии на три недели. Тогда женой Андрея Миронова была Екатерина Градова. Она звонила мужу и с тревогой спрашивала: "Чем ты там занимаешься?". А Миронов в полнейшем восторге ей отвечал: "Глупенькая! Я здесь живу!"
На съемках "Служебного романа" Олег Басилашвили в одном из эпизодов должен был ехать на автомобиле. За рулем. А он не умел водить машину! Но от дублера отказался и все же сел на водительское сиденье. В итоге сшиб дорогую кинокамеру и врезался вгазетный киоск. Актер был уверен, что его оштрафуют: вычтут сумму ущерба из гонораров. Но обошлось. Наоборот - Басилашвили даже наградили: вместе с коллегами по фильму он получил Государственную премию СССР!
Кстати, Ольга Аросева в "Берегись автомобиле" должна была водить аж целый троллейбус. И она не стала садиться за руль этой махины наобум, прошла специальные курсы. И даже получила соответствующую "корочку". Потом шутила, что на случай неудачи в актерской карьере у нее есть запасной вариант.
Бронислав Брондуков тоже мог бы сменить профессию при желании. Он так убедительно играл роль ветврача Дежкина в фильме "Вас ожидает гражданка Никанорова" ( 1978г), что жители деревни, где расположилась съемочная группа из Москвы, понаблюдав за эпизодами с Брондуковым, начали приводить к нему больных коров - чтобы осмотрел и назначил лечение. Они были уверены, что в фильме снимается настоящий ветеринар!
На роль красавца - авантюриста Крестовского в фильме "Земля Санникова" претендовал Владимир Высоцкий. Но худсовет "Мосфильма" не утвердил его кандидатуру. Выбрали Олега Даля. Для него сшили роскошный бархатный пиджак. Художник по костюмам предложила Далю некоторое время походить в пиджаке, чтобы он идеально сел на фигуру. Даль надел обнову и... пропал. Через пару часов актера нашли на задворках "Мосфильма"в невменяемом состоянии. Пиджак на нем был уже грязный и рваный.
Даль пил и на съемках. В киноэкспедиции артиста даже специально поселили в одном номере с трезвенником Георгием Вициным, рассчитывая, что тот подаст коллеге достойный пример. Но это не сработало. Пришлось вызывать супругу Даля для того, чтобы она его контролировала.
Съемки фильма вообще шли тяжело, с многочисленными скандалами и приключениями. Снимали сначала в Выборге, потом на Камчатке в сложных условиях. Да еще и режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов не смогли наладить контакт со съемочной группой. В итоге актеры даже направили из экспедиции телеграмму руководству "Мосфильма" с требованием заменить режиссеров. Послание подписали стихами: "Сидим вдерьме на волчьих шкурах. Дворжецкий, Вицин, Даль, Шакуров". Режиссеров оставили прежних. И актерам пришлось примириться с этим.
А однажды съмочную группу чуть не покалечили местные жители. По сценарию Кресовский (Олег Даль) должен был повиснуть на металлической решетке башни на высоте 25 метров. Уже во время съемки выяснилось, что в кадр попадают телевизионные антены на крыше. А снять эпизод надо срочно - необходимая натура уходит! Тогда киношники просто выломали под корень все антенны. И случилось это именно в тот момент, когда по ЦТ показывали ответственный футбольный матч чемпионата Европы! Разъяренные жители из окрестных домов пошли с кулаками на съемочную группу. Успокоить их удалось только деньгами: каждому выплатили по 100 рублей компенсации. Это была очень приличная сумма для 1972 года.
На базе "Мосфильма" Ниита Михалков снимал свою первую полнометражную картину - "Свой среди чужих, чужой среди своих" ( 1974г.). В киноэкспедицию отправились в Чечню. И для участия в массовке пригласили местных жителей. В объявлении указали, что нужны граждане мужского пола. Всех желающих сниматься попросили принести паспорт. Также в объявлении обоззначили размер гонорара: "За один съмочный день - 10 рублей -с конем, 5 - рублей - без коня". Джигиты истолковали это уточнение по-своему. И, явившись на съемки, протягивали администраторам паспорта. У тех, кто пришел с конем, в документ была вложена 10-рублевая купюра. У безлошадных -5-рублевая. После этого случая на Михалкова чуть не завели уголовное дело о взятничестве. Но, к счастью, местная милиция поверила его объяснениям.