снял очередной русофобский фильм о желании свалить.
Во "Вторжении" исправлены все ошибки "Притяжения", кроме главной инстинктивной неприязни к русским и желания уехать отсюда любой ценой
Космический блокбастер Бондарчука-младшего "Притяжение" был откровенной обманкой. Поданный изначально как едва ли не рекламный ролик Минобороны, на деле фильм пытался "вбить в подсознание: чужаков в собственном небе трогать нельзя... свою землю защищают только варвары, дикари и конченые дегенераты, отмечал я в своей книге "Истина в кино". Главный антигерой выставлен форменным мерзавцем: он и хулиган, и националист, и разжигатель межзвёздной розни, и подстрекатель массовых беспорядков, и ревнивец Отелло, и, наконец, кровавый убийца... Авторы очень стараются, чтобы носитель лозунга "Земля землянам" и всех его более политически актуальных аллюзий к концу фильма выглядел максимально отвратительно. То ли дело симпатичный пришелец, похожий на южного гостя и легко растопляющий сердце местной красотки".
Фига в кармане была настолько увесистой, что со второй частью режиссёра, по всей видимости, попросили поработать более чётко. В новой эпической sci-fi ленте "Вторжение" осечек практически нет армия России стоит на страже космических и воздушных рубежей. Лётчики чётко отрабатывают по целям, "Белые лебеди" могут разбомбить любого инопланетного страшилу, лишь бы оказаться выше него в позиции для точного сброса бомбы. Начальники и генералы быстро соображают, в чём дело. Рядовой суперсолдат не смеет даже подумать, что может не исполнить приказ, и враждебные намерения проявляет, только уйдя со службы.
Армейцы, конечно, уязвимы, как и все, для внезапной кибератаки, но стремительно ориентируются и разворачивают аналоговые системы связи: мол, нас не проведёшь, у нас всё припасено. Сверхновый ракетный комплекс "Эшелон", конечно, оказывается бесполезен против инопланетного объекта, ну так его и "не существует" для мира, так что ничего удивительного.
В общем, на сей раз продвижение российской военной мощи сделано на совесть и с этой стороны к новой ленте претензий быть не может.
Кроме, быть может, одной. Главная героиня вроде бы учится на мехмате МГУ, слушает лекции по математическим исследованиям сложных систем и искусственному интеллекту, живёт в режиме строжайшей госзащиты, передвигается только в бронированных кортежах, добровольно участвует в трудных экспериментах... Но, оказавшись рядом со своим возлюбленным-инопланетянином на его дачке с огородом, первым делом звонит по видеосвязи папочке, как будто не осознает, что звонок сразу же будет отслежен, о чём у нас в курсе даже дошкольники. Обидно за бравого генерала, чья дочь показана в фильме особой невеликого ума (в "Притяжении" она, кстати, была посообразительней).
Зато раскрыта модная феминистская тема. За героиню на протяжении всего фильма непрерывно решают доминирующие над ней мужчины, и получается плохо. А вот когда она закатывает истерику на крыше дома на Котельнической набережной и принимает ответственность за свою жизнь и смерть на себя, то тут и "звезду смерти" на ходу остановит, и в крутящуюся воду войдет... Суперженщина, одним словом, можно хоть прямо сейчас в Голливуд.
Отработана мимоходом и ещё одна повесточка, актуальная в современной России, антицерковные выпады: инопланетный бесёныш мимоходом подбегает к священнику, принюхивается к его воде и сообщает: "Нечистая!"
Великолепно реализован Бондарчуком и социально-политический заказ. Картина общества, которое повержено в хаос тотальным взломом цифровых сетей, впечатляет. Надо быть морально готовым сохранить холодную голову, когда тебе прицельно звонят и бьют по самым чувствительным точкам в душе, чтобы натравить на Юлю Лебедеву (всем Юлиям Лебедевым ближайший месяц, конечно, не завидую). Поскольку разговоры о кибервойне США против России ведутся американцами вполне откровенно, предупреждение своевременное. И консервативный посыл верить можно только проводным телефонам и "Комсомольской правде", а бунтовать вообще не надо вполне ясен.
Либеральных критиков закономерно бесит эта охранительская пропаганда, и они уверенно выставляют Бондарчуку низкие оценки, упрекая его за потерянный "антимилитаристский" и "толерантный" пафос. Зрители и критики из другого лагеря об этих потерях скорбеть вряд ли будут. Напротив, картина хорошо устроенного государства, которое продуманно отвечает на масштабную кибератаку, может только порадовать. И потом, "у них" такого кино ещё почти нет.
Как фильм-катастрофа, впрочем, "Вторжение" превосходит "Аванпост" на несколько порядков. Продравшись через полтора часа морально-половых страданий героев, прерываемых короткими яркими боёвками и сценами информационного хаоса, зритель получает в награду действительно впечатляющий водный армагеддон, где хороши не одни только спецэффекты. Тут и небанальные картины бегства людей, и показ, насколько это возможно в таких условиях, слаженной работы спасательных служб. Зато настораживает странная однояйцевость "Вторжения" с недавно вышедшим "Аванпостом". Такое ощущение, что два сценария писались по одной рыбе. И тут и там инопланетная сила по имени Ра (Ра, Карл! Скоро, видимо, всех инопланетян в российском кино будут звать Ра: Ра Аванпостовский, Ра Вторженческий...) контролирует людей. И тут и там омоновцы отражают массовые беспорядки, разгоняя дезориентированных людей, которые попросту не понимают, что происходит. И тут и там в эпицентре событий непременно оказывается Москва-Сити.
Как, по слухам, говорили наши маршалы Победы о военных катастрофах 1942 года "год учебный". "Вторжение" это такой фильм учебный. Как очередной этап освоения нашим кино технологии больших голливудских постановок лента Бондарчука заслуживает твёрдую четвёрку. Она вполне способна тягаться с каким-нибудь "Геоштормом" (несмотря на плагиат из него вроде прерывания цепи спутников), а там и до "Дня независимости" можно дотянуть.
Тут-то система извинений за прошлый фильм, выстроенная Бондарчуком, даёт сбой. Оказывается, возможно избавиться от любой слабости, кроме одной вшитой, видимо, куда-то глубоко в подсознание русофобии и ксенофилии, на которую режиссёр раз за разом ухитряется получать огромные куски от бюджета "военно-патриотической пропаганды". Так было в "Сталинграде" с его центральной темой "в постели с врагом", так было в "Притяжении", и именно этот мотив и из "Вторжения" никуда не ушел очевидно, потому, что никто из спонсоров и покровителей за это режиссёра не упрекал. Даже грех перед защитниками идеологии "Земля землянам" частично искуплен. Артём Александра Петрова превращается в почти положительного, хотя и ушибленного инсультом героя, глубоко трагичного и жертвенного. Его стремление сражаться за родную Землю уже не выглядит такой глупостью и ксенофобией, как в первой части, а весь негатив с образа "патриота с раёна" теперь переносится на "патриота в хаки" суперсолдата Ваню, где-то в сирийской пустыне вынужденного охранять омерзительных шейхов, через которых ведутся переговоры, а теперь сведённого с ума инопланетными манипуляциями.
Герои, с которыми проассоциирует себя прежде всего обычный русский парень, оказываются лишь пешками, жертвенными козлами, для того чтобы состоялся "священный брак" потомственной мажорки с пришельцем. Унаследованный от "Притяжения" любовный треугольник: Юля, дочь генерала, народный гопник Артём гламурный иностранецинопланетянин ХаритонХэкон разрешается во "Вторжении" вполне в духе патриотизма заграницы (думаю, тут нет большого спойлера, зритель идёт на этот фильм за масштабными спецэффектами, а не за любовной линией). Артём-народ, обобщённость чьего образа подчёркивает ленточка-триколор с напяленного на себя чужого костюма, приносит себя в жертву его убивает одураченный силовик Ваня, а иностранец Хэкон получает невесту и увозит её в галактическую заграницу, поскольку она больше "не одна из вас".
Так как 282-я статья УК РФ была частично декриминализована, то я могу изложить сюжет "Вторжения" вполне откровенно: два русских Ваньки должны умереть ради того, чтобы "дочь" Олега Меньшикова Ирина Старшенбаум могла соединиться с Риналем Мухаметовым и свалить отсюда подальше. "Центавриан бой, уеду с тобой, уеду с тобой, Москва, прощай!" по-прежнему оглушительно орёт финал картины.
цы