"Отрицание - первая стадия"
Социальный психолог Алексей Рощин объясняет: отрицание - первая стадия принятия неприятной информации. "Изначальная реакция, когда что-то подрывает нашу стройную картину мира: такого не может быть. Психика большинства людей достаточно ригидна. Мы цепляемся за то, что ничего не нужно менять, все должно оставаться как было. А раз так, неудобные новости нужно просто отбросить или опровергнуть".
Причем отрицание очевидного вовсе не означает, что у человека пошатнулась картина мира. Он может быть абсолютно адекватным во всем остальном.
"В этом случае человек не ищет материал, чтобы на его основе формировать убеждения, как это бывает обычно. Он подбирает сведения, которые подкрепляют его теорию. А то, что ей противоречит, отбрасывает как недостоверное", - уточняет Рощин.
Таким образом в сознании выстраивается цельная картинка, где пациенты и врачи - актеры, а вакцина нужна, чтобы чипировать человечество. К сожалению, пока скептики сами не заболеют, не начнут задыхаться, переубедить их непросто.
"Мария (имя изменено по ее просьбе) тоже до последнего отрицала коронавирус. Пока не оказалась в 24-й больнице Екатеринбурга. Самое абсурдное, что она окончила мединститут и знает, как бывают коварны инфекции. "Но среди знакомых, даже дальних, не было ни одного заболевшего. И я подумала, что это глобальная афера".
Врачи скорой медицинской помощи доставили пациента с подозрением на коронавирус в больницу в Коммунарке
Мария редко носила маску. И даже отговаривала от этого пожилую маму, которая соблюдала все меры предосторожности. "До крика мы с ней спорили. Я приводила аргументы в пользу того, что вируса не существует, что повязка не спасет и не нужно носить перчатки".
Но внезапно в больницу с пневмонией попала ее сестра. Две недели находилась "под кислородом". Сестра очень тяжело перенесла болезнь: "Сатурация (то есть насыщение крови кислородом) была всего 70 процентов, она даже ходить не могла".
После того как близкий человек оказался в больнице, Мария готова была чуть не из окна машины кричать: "Наденьте маски, не ходите компаниями". "Однажды зашла в магазин, нужно было по гарантии сдать пылесос. Несколько раз сделала замечание покупателям, которые очень близко стояли в очереди. Поинтересовалась, не боятся ли они занимать место рядом со мной - вдруг я носитель? В ответ только посмеялись".
"Радуются даже чаю". Они оказались на грани выживания из-за карантина
Потом Мария и сама заболела. Сейчас ее уже выписали из стационара. Но страх остался. "На интервью я согласилась, только чтобы достучаться до тех, кто думает, что, заразившись, "просто полежит, поболеет". Это не так. В больнице придется задержаться надолго. И все это время вы фактически заперты в палате: видите лавочку во дворе, но не можете даже спуститься. Затем многих ждет обсерватор. И еще несколько недель дома - в изоляции".