и снова ученые понавешали на нас, простых человеков, ярлыков. Вот, говорят, устанавливается новая модель общественных отношений : пришла эпоха нытиков, по-научному "культура жертвы". И она кардинально изменит социум.
Для поколения зуммеров "наныть себе на автомобиль" уже норма. Если в 90-е подросток ныл "Как все плохо" ему бы сказали "Сам дурак" и мигом бы забыли. Сейчас вокруг жертв толпами порхают девушки, в надежде быть той самой, что утешит несчастного "несмеяну". Если какой-нибудь крепкий веселый юноша попробует подтрунивать над таким мальчиком-жертвой, толпа девушек мигом на него накинется. Дескать, "мужлан неотесанный! Не обижай несчастного, видишь ему, как грустно! Он и так в поисках себя и никак не может себя найти".
Раз эта поведенческая модель привлекает противоположный пол - значит схема работоспособна. Более того, более выигрышна в эволюционном плане. То есть он еще и оставит больше потомства и передаст свой геном большему числу особей. Поведение (а точнее, комплекс факторов, включая гормоны, что обуславливает такое поведение) закрепится в человеческой популяции. Если самцу павлину, чтобы привлечь самку, нужно будет распушить хвост, то самцу человеку - просто поплакать.
Что говорит наука?
Американские социологи Брэдли Кэмпбелл и Джейсон Мэннинг выпустили на эту тему целую серию книг и научных статей.
Сначала окунаемся в историю : человечество поэтапно прошло несколько культурных парадигм.
Культура чести.
Тянется из древности, достигла своего апогея в Средние века. Суть- ты сам в ответе за себя и свою семью. Оскорбил - получил по башке. Украл - я сделаю все, чтобы никто больше ничего у меня не украл. Защищу свою дом и страшно покараю вора, чтобы другим неповадно было.
Характерный сценарий - реакция на оскорбление в "Трех мушкетерах", когда Д'Артаньян последовательно ссорится с Атосом, Портосом и Арамисом, а те вызывают его на дуэль.
Чувствительность к неуважению максимальна. Оскорбления требуют серьезного ответа, и даже случайное пренебрежение может спровоцировать серьезный конфликт. Позволить, чтобы тебя оскорбили, а ты не пытаешься восстановить справедливость - это позор.
В основе - физическая храбрость, трусость - худший грех.. Идеальный герой : сильный и знатный воин.
Культура достоинства.
Рыцари и мушкетеры уходят в прошлое. На смену им приходят промышленники и купцы. Зачем мне постоянно заниматься защитой себя, если есть специально обученные люди? За что я плачу налоги, из которых платят зарплату полиции, адвокатам, судьям?
Человек отстаивает себя и восстанавливает справедливость либо в диалоге, либо идет в суд. Человек использовал все возможные способы восстановить справедливость.
У каждого есть ценность, которую нельзя отнять, поэтому оскорбления не могут нанести вреда.
Идеальный герой - предприниматель. Богатый, деятельный, ценящий себя и свое время. Разум в такой культуре важнее чувства - не стоит мелочиться и взрываться от каждой обиды.
Ну и, наконец культура жертвы.
Сейчас выгодно оказаться жертвой. Не защищать себя и свое достоинство, а кричать максимально громко и широко, что тебя обидели. Потому что тут же включаются структуры, заинтересованные в том, чтобы такому герою помочь, таким образом они набирают социальный капитал. Институты, которые выгоняют преподавателей за то, что они кого-то оскорбили. Netflix, который выкидывает фильмы с неугодными актерами. Все они, помогая жертве, Жертва в свою очередь, автоматически становится важным членом общества, повышает свою значимость, ей выгодно выступать объектом агрессии. Обижаться. Жаловаться, кричать в соцсетях и стучаться в администрации, получая особую заботу уважение.
Ключевой персоной становится женщина. Она готова заявить о своих обидах. Быть сильным, показывать эту силу в обществе становится опасным - набросятся и задавят толпой.
Сильнее всего это сказывается на отношениях между мужчинами и женщинами, происходит инфляция чувств. происходит Адепты этой культуры описывают все окружающее с помощью концепта жертвы, будь-то уродливая статуя в университете или неудачное свидание.
В Россию это только начинает просачиваться.