Как хочется прожить еще 100 лет: до слез пронзительное стихотворение Юрия Визбора
Почему современная поэзия, проза и музыкальные номера никак не отзываются в душах людей, не проникают в сердце и разум? В большинстве своем, по двум причинам.
Во-первых, они штампуются на поток, лишь бы быстрей продать, пустить в ротацию и заработать. Даже если и есть в нашем государстве гении, все они продались Золотому Тельцу. Талант не должен пропадать, талант должен работать.
Во-вторых, все новомодные произведения отражают наше бытие. А бытие определяет сознание. Так говорил Ницше. Песни, книги, фильмы - все они о лицемерии, фальши, лжи и предательстве. О том, что все решают деньги. О том, как круто жить с деньгами. Ни слова о терзаниях души, ни слова о природе, о милосердии, о сочувствии.
Мы, зрители, вынуждены слушать чей-то стон о невыносимом гнете реалий маленького человека и смотреть сюжеты о распаде личности. Либо наблюдать, как лихие богатеи рулят этим миром, открывая любые двери с пинка. Тьфу, надоело!
На фоне этой вакханалии песни и стихи из ушедшей в никуда эпохи Советского союза согревают душу. У людей ничего не было, но какое богатство было внутри! Люди погнались за внешним благополучием и растеряли все то, что хранили, копили, берегли.
В 1982 году был экранизован роман Александра Бахвалова "Нежность к ревущему зверю", посвященный работе летчиков-испытателей. В фильме звучит песня "Памяти ушедшим" или "Как хочется прожить еще 100 лет" в исполнении Юрия Визбора.
В свое время фильм не стал популярным, зрители назвали его скучным и затянутым. А теперь, смахнув с прошедших лет нафталиновую пыль, многие берут свои слова обратно, смотрят фильм, слушают голос Визбора со слезами на глазах. Крутых спецэффекты отсутствуют, бюджет мизерный, но человечность льется через край. И это самое главное.
Мировоззрение со временем меняется. Многое видится не таким, как прежде. А может, люди просто скучают по своей молодости и временам СССР, которые казались кому-то тяжелыми, кому-то застойными, а по происшествие лет стали самыми счастливыми.
Визбор пишет строчки о Родине, о дружбе, о том, как происходит переоценка ценностей с возрастом, как мелкое кажется большим, а большое - несущественным. О том, как начинает доверять своей интуиции, о том, как, вопреки всему, не закрываешься от мира железной броней, а, напротив, учишься чувствовать жизнь каждой клеточкой души и тела.
Время летит, друзья уходят... И Визбор говорит о том, что ему немножечко стыдно жить дольше остальных, словно он чем-то лучше.
Когда от потрясения и тьмы
Очнешься, чтоб утрату подытожить,
То, кажется, что жизнь ты взял взаймы
У тех, кому немножечко ты должен.
Это свойство - не выпячиваться - характерно для советских граждан. Многие современники считают, что это была эпоха серых масс. Нет, это была эпоха взаимного уважения.
Эти строчки - как бальзам на душу, как высокая планка, к которой хочется подпрыгнуть, чтобы стать чуточку лучше себя. Песня о том, что люди умели ценить то простое, что у них было.
"Как хочется прожить еще 100 лет..." - в этих словах безумная жажда жить, пусть и в неблагоустроенном быту, пусть в нерешенных проблемах. Умение увидеть сквозь них прекрасное и насладиться этим. Природой, дружбой, верностью, долгом, трудолюбием.
Эти люди были счастливы. Но счастливы ли те, кто хочет все и сразу? Быстро и без напряга? Очень сильно сомневаюсь.
Песня "Памяти ушедшим" была написана Юрием Визбором в 44 года, в 1978 году. Поэт и музыкант не знал, как мало ему отмерила жизнь. Через 6 лет его не стало, он ушел в возрасте 50 лет. Получается, что неосознанно он написал эти строчки и о самом себе...
"Памяти ушедшим"
Как хочется прожить еще сто лет,
Ну пусть не сто, хотя бы половину,
И вдоволь наваляться на траве,
Любить и быть немножечко любимым.
И знать, что среди шумных площадей
И тысяч улиц, залитых огнями
Есть Родина, есть несколько людей,
Которых называем мы друзьями.
Лучшие ребята из ребят
Раньше всех уходят, это странно,
Что ж, не будем плакать непрестанно,-
Мертвые нам это не простят.
Мы видали в жизни их не раз
И святых, и грешных, и усталых,
Будем же их помнить неустанно,
Как они бы помнили про нас,
Будем же их помнить неустанно,
Как они бы помнили про нас.
Мы шумно расстаемся у машин,
У самолетов и кабриолетов,
Загнав пинками в самый край души
Предчувствия и всякие приметы,
Но тайна мироздания лежит
На телеграмме тяжело и чисто,
Ведь слово "смерть", равно как слово "жизнь",
Не производит множественных чисел.
Когда от потрясения и тьмы
Очнешься, чтоб утрату подытожить,
То, кажется, что жизнь ты взял взаймы
У тех, кому немножечко ты должен.
Но лишь герой скрывается во мгле,
Должны герои новые явиться,
Иначе равновесье на земле
Не сможет никогда восстановиться.