Люди того времени, еще раз подчеркну, не делали разницы между теми, кто жил на западе или на востоке. И псковичи, и новгородцы, и смоленцы в те годы обращались к литовским князьям с приглашениями на свои престолы, так же как и к князьям восточным. Браки между семьями востока и запада случались постоянно. Сам Ольгерд был женат на тверской принцессе. Но, в отличие от сказочных королей, славянские князья дочек отдавали, но земельку нет. И родственные связи нисколько не мешали тестям и зятьям сходиться на бранном поле.
Особое, важное значение в восточно-славянском мире к тому времени принадлежало Московскому княжеству. Непрерывные военные и политические усилия Москвы занять главенствующее положение на востоке и его успехи в этом сделало это княжество вожделенной целью Ольгерда. Сумев подчинить Московское княжество, Литовская Русь могла рассчитывать на распространение своего влияния до самой Волги на востоке, войдя в соприкосновение с Золотой Ордой. Потратив вторую половину своей жизни на достижение этого, Ольгерд, хотя и преуспел в завоевании ряда княжеств и земель, но до Москвы добраться не сумел. Его дело последовательно продолжал сын Ягайло.
Нам мало что известно о силах и обстоятельствах, мешавших литовским князьям осуществить свой замысел воссоздать государство в границах бывшей Киевской Руси. Что дает мне право считать, что были такие силы, и не только на востоке, но и на западе? Достаточно представить себе, что, возникни в XIV веке государство-монстр, по площади равное остальной Европе, а по населению её превосходящее, способное при необходимости выставить сотни тысяч бойцов, обладавшее огромными ресурсами и контролирующее важнейшие торговые пути с востока на запад (ведь плавать далеко европейцы тогда еще не научились, а попытки восстановить древний римский трафик через Малую Азию провалились помешали арабы) мировая история сложилась бы иначе, чем то случилось. Поэтому европейцы наверняка сильно переживали, наблюдая за действиями литовцев. И блестящий план, который пришел в голову не известным мне умникам в Ватикане: предложить литовскому князю Ягайло стать польским королем, но прекратить при этом воевать на востоке, отнюдь не был продиктован заботой о благополучии Москвы и решил проблему Европы.
В 1380 году все висело на волоске: успей Ягайло прийти на помощь Мамаю, результат легендарного сражения мог оказаться иным. И тогда ничто не помешало бы союзникам Литовской Руси и Орде решить вопрос с Восточной Русью. Но Ягайло не успел, причину его опоздания официальная история не раскрывает.
А что ж восточные князья? Охраняя свои уделы от Ольгерда и Ягайлы, они тем самым, нечаянно, защищали и будущее Европы, и Золотую Орду. Ведь не трудно представить, что следующий шаг нового государства за Волгу, был неминуем. Но, как знать, не на запад ли двинулись бы полчища в первую очередь? Экспансия на запад стала для Руси затруднительна с момента образования польско-литовско-русского государства. И не только экспансия, но и культурный обмен сделался затруднительным в условиях наступления католичества и ответных мер со стороны православия. Таким именно образом, а не "игом", развитие и становление будущей России было задержано на 200 лет! Только к концу XVI века Русь прошла за Волгу, а до Причерноморья добралась лишь в XVIII веке.