В 2012 году я приехал в Кондопогу и Вичка устроила мне экскурсию по городу и окрестностям. И я осматривал огромную деревянную церковь на высоком озерном берегу. Строение вызывало сильное впечатление. Еще была рассказана ее история, недавняя, времен Второй Мировой. А теперь этой церкви не стало.
Вичка давно не заходит в домик. Может, зайдет, поделится какими-то подробностями. Хотя, чего уж теперь...:((
Из подробностей.
Весть страшная. Событие как апогей деградации нашей Родины, на мой взгляд.
Кондопожцы просто обескуражены, страшно ехать теперь по улице Кондопожской мимо неё, и не увидеть нашу красавицу, а столкнуться с картиной обгорелого остова Успенской церкви. Я ещё не ездила, и не хочу даже.
По последним сведениям - поджег совершил 15-летний психически нездоровый подросток. Хотя, учитывая общие направления "развития" общества сейчас много таких психически нездоровых, которые считаются здоровыми до поры до времени. Очень удобно списать всё на дебила, никто не виноват, вуаля. Такая ценность без охраны, без системы пожаротушения, сгорела - в новостях упомянуто на задворках (после вестей из Сирии, наводнения во Франции и т. п. "очень важных" для нас событий) . А что можно ожидать от государства, духовно кастрирующего своих граждан на протяжении века.
По словам очевидцев, пожарные, приехавшие на место пожара были пустые, без воды, прорубали минут 8-10 кусты для подъезда автомашины к воде. Один пожарный в реанимации, двое с ожогами (согласно городского сарафанного радио, т. к. городское кабельное телевидение хранит молчание по всем вопросам, кроме секундного ролика, что она "сгорела")
Когда-то Успенская церковь стояла без охраны, люди там гуляли сколько хотели, были и те, кто курили втихушку за ней, никто её не "охранял" так, как сейчас, - пускали только за деньги, даже жителей с этой улицы.
Теперь обещают её восстановить, такая глупость. Нельзя восстановить утраченное навсегда. Её нет. И не будет. Никогда. Это как родной человек умер если.
Вичка - ))) Герус Яковлевич Пудышев мой учитель физики и классный
руководитель был, очень интересный и неутомимый к поискам человек.
Фрагменты из статьи И. Черняковой, В. Шевцова
и Г. Пудышева "Успенская церковь в Кондопоге: день нынешний
и век минувший (к истории церковного прихода)"
... у кондопожской Успенской церкви было по крайней мере три предшественницы. Первая, возведенная в первой половине XVI столетия, просуществовала всего несколько десятилетий и документы не донесли до наших дней никаких известий о типе этой постройки. На месте сожженного в начале 1580-х гг. "немецкими людьми" храма тотчас же местные жители поставили новый. Известно, что эта вторая церковь была клетского типа с тремя алтарями. Она тоже простояла недолго и была сожжена "немецкими людьми" или "литвой и русскими ворами казаками" в начале XVII века. Храм возвели вновь, его следующее описание датируется 1616-1619 гг. Эта новая третья церковь, которую мы за отсутствием иных данных считаем предшественницей стоящей ныне на Кондопожском погосте, была теплой с шатровым завершением, при ней имелись трапезная и колокольня.
"Главная церковная и ризничная опись" 1875 г. Здесь, в помещенном в самом начале "Кратком описании церкви" сказано: "... построена в 1774 году усердием местных прихожан",
храм "в вышину 18 сажен", "колокольня тож деревянная, осьмигранная, стоит отдельно от церкви на расстоянии 6 сажен, в вышину имеет 18 сажен, главы как на церкви, так и [на] колокольне обиты белым железом".
Итак, привычное восприятие Успенской церкви в Кондопоге как одиноко стоящего на озерном мысу храма, оказывается вовсе не испокон вечным. ...
Помимо только что упомянутой шатровой колокольни, располагавшейся совсем близко, ..., во второй половине прошлого столетия здесь стоял еще один храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По свидетельству преосвященного Назария, совершившего в 1898 г. поездку для обозрения Олонецкой епархии и опубликовавшего затем свои заметки о впечатлениях в "Олонецких Губернских Ведомостях", вторая церковь была поставлена в 1857 г.
В начале 1930-х гг. колокольня рядом с церквами еще стояла. С зимней церкви кресты были сняты, но купола сохранялись, о чем свидетельствует счастливо сохранившаяся в краеведческом музее Кондопоги крошечная, потускневшая от времени фотография. Неизвестны ни автор снимка, ни время его появления. Несомненно одно: благодаря старой карточке облик погоста минувших времен из гадательных предположений переходит в реальность, пусть к настоящему времени и утраченную.
По воспоминаниям родни отца Иоанна, последнего из целой плеяды священников, служившего в храме Успения вплоть до его закрытия, зимняя (или теплая) церковь была посвящена Троице (документы прошлого столетия говорят о Рождественской Богородицкой церкви). Троицкая церковь была обшита вагонкой, выкрашена светлой краской, считалась главной венчали именно в ней. ...
В1929 г. церковь была закрыта. Уже и до этого священник был вынужден крестить новорожденных не в храме, а у себя дома боялся преследований. В 1936 г. здесь устроят клуб, а перед этим местный колхоз "Культура" использовал здания обоих церквей для сушки зерна.
Колокольню, согласно воспоминаниям старожилов, разобрали где-то в 1934-1935 гг. Около нее поставили лебедку, трос подняли и зацепили за шатер. Стойки подрубили. Еще раньше сбросили колокола. Самый большой увезли куда-то. Один колокол забрали на скотный двор в качестве сигнального.
Троицкая церковь отличалась богатым убранством. Утварь сохранялась вплоть до 1932 г. Хранились также облачения церковнослужителей. Помнят бывшие прихожане большую хрустальную люстру, круглые голландские печи, расписной потолок и множество икон. С горечью говорят о вандализме, с которым все это уничтожалось: люстры сбивали палками. Купола снесли уже после войны.
Николай Владиславлевич Куспак сообщил нам, со слов финского архитектора Мартти Яааттинена, что во время войны в Успенской церкви проводились службы по правословному и лютеранскому обрядам через день.
Сознание, что все же не поднялась рука сограждан на рядом стоявший древний храм Успения Богородицы, и горько от того, что еще раз понимаешь все, что случилось с Россией случилось волею и деяниями самих россиян, и сколько-то обнадеживающе кажется, еще возможно одуматься. Что защитило его? Несомненно красота и величие подлинности, одухотворенность, идущая из глубины столетий, то самое, что даруется рукам истинно народного мастерства.
не могу просто промолчать...
очень подобные высказывания : По словам очевидцев, пожарные, приехавшие на место пожара были пустые, без воды, прорубали минут 8-10 кусты для подъезда автомашины к воде. (с)
напрягают...
мне очень жаль, конечно вашу церковь... это, действительно, потеря невосполнимая.
но...
деревянные строения пожарные не тушат. это факт. потому что это просто невозможно. отстоять не реально. никак.
для чего тогда приезжают? чтобы обеспечить безопасность соседних строений, локализовать огонь (предотвратить распространение), спасти людей, если есть кого. и после пожара пролить то, что осталось, чтобы опять же, не разнесло тлеющие искры и снова нигде не загорелось. в общем - обеспечивают безопасное выгорание. это реальность.
кроме того, цистерна ЗиЛ 130 (131) несет на себе чуть менее 2, 5 тонн воды. это - плюс-минус 5 минут работы. если у вас Уралы, то, около 5 тонн (у новых - 6 ), что тоже, при горении деревянного строения - капля.
люди, не понимая этого, говорят - приехали пустые.
"прорубали кусты для подъезда к воде" тоже не от нечего делать. значит, нет у них автономного насоса для забора воды из открытого водоема... могли, значит, только машиной качать... а за это можно сказать "спасибо" в спину г-ну Пучкову. насосов нет, зато квадрокоптеров куча...
Вы меня тоже извините, Вы наверное пожарный, раз обычное высказывание про них напрягает.
Высказывание гласит лишь "по словам очевидцев", т. е. то, о чем говорят люди, видели они такое в реальности или нет, этим высказыванием не утверждается, т. к. мне не известно.
Даже если это было на самом деле, рассуждая теоретически, то почему бы это событие не расценить как полную неготовность кондопожской пожарной службы к тушению пожаров.
Я не знаю каков был масштаб катастрофы, когда они приехали, и можно ли было бы спасти хоть часть строения, скорей всего - нет, потому что церковь сухая до невозможности, за прошедшее сухое это лето никаких шансов хоть чему-нибудь промокнуть и удержать влагу не было. Поэтому - как спичка.
если я вас чем-то задела, извините, не хотела.
часто сталкиваюсь с обвинениями пожарных во всех грехах. и чаще всего эти обвинения несправедливы. поэтому и написала комментарий.
я не хочу сказать, что у нас в стране пожарные "всегда готовы". нет. как раз наоборот.
служба в ужаснейшем и отвратительнейшем состоянии. и вина в этом целиком и полностью на безграмотном преступном управлении..
это очень грустно и страшно.
обидно, конечно, от того что "под раздачу" и от населения, и от руководства попадают, как раз те, кто ни в чем не виноват и выполняет свою работу добросовестно, не смотря ни на что..
кстати, у нас в городе экипировка точно такая же. но это не устаревшая. обычная нормальная боевка... новее, возможно, только в аттестованных частях Москвы и Питера. а по всей стране такая.
написала просто чтобы было представление о том, как есть.
часто люди говорят - дом (деревянный) можно было спасти, от непонимания. нельзя. при выезде на деревянное строение у пожарных другая задача.
страшнее всего осознавать, что не дай Бог, что... ребята просто не смогут спасти, при всем их старании... потому что просто будет нечем, если в кратчайшие сроки в МЧС дела не изменятся к лучшему.
можно только одно пожелать - не гореть!