извиняюсь, что ввёл в заблуждение.
думал, настолько очевидно не моё, что вопросов не будет.
это отрывки из книги купца Ивана Андреевича Слонова, изданной в 1914 году.
Журнал истории и истории литературы" (1916 г., февраль)
статья историка и архивиста Б. Е. Сыроечковского.
"РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ И. А. СЛОНОВА "ИЗ ЖИЗНИ ТОРГОВОЙ МОСКВЫ. (ПОЛВЕКА НАЗАД)". МОСКВА, 1914
Ныне крупный коммерсант с Никольской улицы в Москве, а некогда сын бедного мещанина, бегавший по грязным переулкам на окраине Коломны, господин Слонов представляет фигуру, не лишенную интереса.
После смерти отца четырнадцатилетний Слонов попал "мальчиком" в башмачную лавку купца Заборова в московских рядах. Пройдя через подзатыльники и беготню на посылках, он скоро выдвинулся как искусный продавец, умевший угодить покупателям.
Через три года он уже стоял доверенным на отчете во главе нового магазина своего хозяина. Продолжая свою карьеру, сделавшись приказчиком, Слонов, однако, тяготится и родом торговли своего хозяина, и зависимым положением; он мечтает о собственном деле, притом более чистом, чем сапожное; да и к жизни его тянуло другой, более интересной и культурной, чем та, какая его окружала, он любил, например, театр, особенно оперу.
После смерти Заборова Слонов снял у его наследников в аренду их лавку, а в 1879 году, продав лавку компаньону, открыл магазин золотых, серебряных, бронзовых и художественных вещей. И тут-то, достигнув заветной цели, Слонов, воспитанный и взращенный старой торговой Москвой, решительно поворачивает на новый путь и с первых же шагов ставит свое "солидное" дело совсем не по-старомосковски.
Он начинает поездкой по Италии, Франции, Англии и Германии, где изучает "новое дело как с художественной, так и с промышленной стороны". Так, изучение становится на место опыта и мудрости отцов, и результаты, которые, не без удовлетворения человека, считающего себя творцом собственного благополучия, формулирует сам господин Слонов, были таковы: "Вернувшись из-за границы в Москву с новыми познаниями, я приложил их к своему делу и энергично повел его. После этого прошло 10 лет. В течение этого времени я сумел превратиться из бедняка в богатого коммерсанта и московского домовладельца, а из коломенского мещанина в потомственного почетного гражданина".
Теперь господин Слонов мог уже путешествовать не только по торговым надобностям, но и для удовольствия и из любознательности. Он объехал всю Европу, был в Азии, Африке, Америке, совершил кругосветное путешествие и о своих странствованиях написал три книги.
На склоне дней своих господин Слонов вздумал написать воспоминания. Получилась книга "Из жизни торговой Москвы (Полвека назад)", составленная не без излишней словоохотливости, не на всех страницах носящая печать "литературности" и вкуса, но все же написанная живо и небезынтересная по тому бытовому материалу, который в ней собран. Ведь воспоминания из купеческой жизни редки, и старую торговую Москву, не в пример Москве стародворянской, мы все еще знаем больше по Островскому, чем по мемуарам."