почему Яга? версии разные, но все, на мой взгляд, несостоятельные.
а тут читал недавно Евгения Пермяка - был такой писатель.
дело в том, что он второй уже писатель после Бажова в произведениях которого встречается слово "яга" в значении одежда. это шуба из собаки мехом наружу самого простого покроя - типа, как охлупень. и старуху, живущую у леса, могли называть по этакой одёжке, тем более что ни в одной сказке не делался акцент на её одежде.
у Афанасьева в нескольких сказках Баба Яга называется "ягая Баба".
бывают такие древние старухи, у которых будто шерсть торчит из бороды и на шее, тогда получается: баба, как будто одетая в ягу, сама как яга (шуба мехом наружу)
Силой насажденного христианства. Раньше ведь Яга была и помощницей, и заступницей..
Хоть и копипаст, но хороший текст..
А вы знаете первичное значение "Баба Яга" - это ПраМать родившая Богов Яги (огня)? Позже это была богиня, которая собирала сирот и "допекала" - добаюкивала их в печи первичного огня любви.
И нам уже рассказали, что Баба Яга - это зло.
"Когда дева приходит к Бабе Яге и спрашивает, как ей найти суженного, Баба Яга не советует ей заиметь вечно упругую попу, губки уточкой и соблазнительную походку.
Она отправляет ее обнаруживать свою агрессивность, оплакивать свою боль, искать свою дорогу и за... бусиками. Бирюзовыми. Потому что бусики - это красиво.
Когда дева приходит к Бабе Яге и плачет о том, что все девы вокруг прекрасны и лишь она одна - ужасна, Баба Яга не дает ей таблетки от возраста, веса, носа с горбинкой и попы с целлюлитом.
Она бормочет себе под нос:" Опять девка белены объелась" и дает ей понюхать настойку болотного багульника. От багульника сильно текут слезы и щиплет в носу. Но зрение у девы заметно улучшается и она может теперь видеть свою прекрасность.
Куда утекают силы?
Когда изможденная дева приходит к Бабе Яге и жалуется на то, что устала, совсем нет сил, а успеть нужно много, то Баба Яга не сказывает ей как оптимизировать тайм-менеджмент, чтобы больше успевать и не читает аффирмации от усталости.
Она расплетает деве косы и ведет ее в натопленную баню. После бани укутывает в теплое одеяло, заваривает ароматный чай с лесной земляникой и распрашивает деву о том, куда утекают ее силы. И дева обнаруживает, как много добра она стремится причинить людям, как несет она то, что должны нести другие, как старается сделать так, чтобы всем вокруг было хорошо. И какую цену она за это платит.
Волшебный клубок.
Когда дева приходит к Бабе-Яге и говорит, что заблудилась, Баба-Яга не спешит давать ей клубочек заветный, что покажет дорогу верную. Она парит деву в бане и поит душистым чаем с чабрецом. Старуха знает, что баня очищает тело, а разговор душу, поэтому она велит деве :"Рассказывай!".
И знает старая, что сначала будут слова злые, желчные, потом жалобные, и только в самой глубине отыщутся слова нежные, заветные. Заплачет дева. Со слезами спадет с глаз пелена, а с души - морок.
Теперь можно и волшебный клубочек деве отдать. Самое время.
Темное время.
Когда дева приходит к Бабе -Яге и плачет, что забралась к ней в сердце печаль темная и свернулась там змеей подколодной, старуха не предлагает ей нарядов ярких и песен разухабистых. Она разводит огонь в очаге, заваривает чай с брусникой и под мерное потрескивание дров, спрашивает у девы про то, что давно умерло, но так и не похоронено, не оплакано. О том, что пришло время отпустить, но нет сил. Рассказывает ей про темное время, когда дерево теряет свой последний лист, ничего не зная о весне. Про время, когда внешняя жизнь замирает. Про холод и пустоту внутри. Про страх, что это навсегда. Про веру в то, что весна обязательно случится и новые листья вырастут там, где сброшены старые.
И про бусики говорит. Бирюзовые. Ведь бусики - это красиво."
Вот именно эта баба яга из Новогодних приключений Вити и Маши стала для моей младшей сестры кошмаром номер один на всё её детство и подростковый возраст, пожалуй. Страшее классической бабы яги, всяких леших и чудищ,
кстати, тоже напугала жутко. никак не могу понять, почему. мать просил телек выключить, когда это безобидное малышовое кино показывали - до того было жутко.
я вам расскажу, почему Баба Яга в ступе и с костяной ногою.
в старину, в дальних деревнях не было храмов и священник посещал такие места редко.
и вот умирает бабушка, а как её похоронишь, если священника нет? приходилось подолгу ждать, и бабушкин закостеневший труп выносили в сени, в холодок, и ставили вертикально, чтоб занимала меньше места, втыкая в ступу.
так она и стояла-мумифицировалась, обнажая порой кости, в ожидании полноценных похорон.
Aшyня )) lina и Котеище, может у вас и правильная реакция.
Задумка режиссёра удалась. )) Ибо и должна была вызвать чувства страха и недоверия к такой вот социально безответственной личности, молодой женщине, но грязной и без зубов, зазывающей деток сладким голоском, а любовь её на самом деле выражается в маниакальной форме убийства.
В Питере такая "Баба-Яга "была, сидит сейчас за 10 убийств. Такая знаете, внешне, старушка - божий одуван. 67ми летняя Тамара Самсонова. Никто и подумать не мог, снаружи мило, внутри гнило, ужос.
Вот везёт вам, я вот я никого не боялась. )) Пока не выросла. Самое страшное чудище для меня остаются это чёрные всадники из Властилина колец с пустотой внутри и великаны-уроды. Ужос, не могу на них смотреть.
Баба Яга, в русских сказках не всегда однозначная злодейка - иной раз и помогала, и снабжала каким-либо чудодейственным предметом, указующим путь. жила бабка на краю леса, в отдалении от людей, в бывшей кладовке (на курьих ножках избушка), явно небогатая и неухоженная, носила всесезонную шубу.
а у нас и мельник знавался с нечистою силой, т. к. в мельнице на отшибе жил.
Там много чего можно найти.
Яга находится на полдороги между миром мёртвых и миром живых, потому-то она не видит гостя (девицу или там Ивана).
То, что она гостя сначала в баньку отправляет - не что иное, как обряд перемещения из мира живых в мир мёртвых.
Калинов мост над речкой Смородиной.
Не из калины как древесины он сделан, а он - калёный, раскалённый.
Огненные мосты вообще часто встречаются в мифологии разных народов.
А Смородина - не потому что из ягод или варенья, это Смрадина, т. е. мёртвая вонючая река.
Вообще мутная история. Много раз в разных источниках читала, что мололи там не только муку. Точнее, не только зерно... Крстную муку тоже, якобы, любили делать в средние века. Пишут, что отношение к человеческой жизни было легче и проще-более утилитарное. А количество продуктов весьма ограничено. Вот и не гнушались... легко биоусаояемым продуктом. Да и в фолклоре мельница частенько место скопления именно тёмной силы...
Просто функция у нее такая. Да, люди смертны-провожала и туда. Но и маленьких недоношенных детей раньше спасали "допекали" , обмазывая глиной в русских печах. Да, не было тогда инкубаторов. А температуру тела недоношенные держат плохо. В остывающую печь на деревянной лопате засовывали ребеночка, обмазанного глиной, прогревали несколько часов. Если нужно, повторяли несколько раз. И то, что сейчас делают с помощью современных инфракрасных лазеров, отлично работало и на заре цивилизации.